Вероника Рот, судя по всему, много читала "Голодные игры". Здесь и суровый мир, и война, и повстанцы, и роль главной героини в общей сумятице... В целом - то же самое. И любовная линия, конечно, куда без неё. Однако...
"Дивергент" меня захватил. Увлёк - и не давал оставить, пока не дочитаю до конца. Я готова отдать должное фантазии, выдумке автора. Мир - новый, интересный, необычный, такого прежде не было.
Если подумать... что-то есть в разделении всех людей на фракции. В подавлении индивидуальности, в общих рамках, границах, шаг за которые - расстрел. Честно говоря, это лучший способ держать общество в ежовых рукавицах, жёстко контролировать. И я верю, что такое разделение, такой мир мог возникнуть, я вижу причины и предпосылки.
Правда, один маленький минус. Почему, если власть борется против индивидуальности человека, подросткам разрешено выбирать себе другую фракцию? Выбор - проявление себя, проявление индивидуальности, разве не так? Сама идея теряет смысл.
Что касается героини, Беатрис-Трис Приор - это не Китнисс. А Китнисс - девушка, достойная уважения, она восхищает, она располагает к себе. Трис... обычная. Да-да, рискнула пойти в Бесстрашие, дралась, боролась со страхами, выступала в войне... но, при всём, я не вижу в ней настоящей Бесстрашной. И человека особенного, интересного, как Китнисс, тоже не вижу. По правде, для меня, характер Беатрис не просматривается вовсе, ни разу и нигде за всю длинную историю.
Любовная линия - банальна. И нет, Четыре сам по себе мне очень, очень нравится, персонаж - любопытный и нестандартный, кличка, судьба, предыстория. Но любовь... Где, к примеру, причина, почему из всех инициированных Четыре выбрал именно Трис? Чем она привлекла его? А Трис - по какой причине она полюбила именно Четыре, не кого-то другого, что связывает их, в чём сила, глубина отношений, связь?
Я не вижу. У Гейла и Китнисс - видела, а здесь... ничего. Просто линия, необходимая парочка, без которой, если подумать, ничего не изменилось бы. А будь на месте Четыре кто-то иной - тоже.
Впрочем, опуская всё, "Дивергент" достоин высокой оценки. За борьбу со страхами. Правда, чем не истинное Бесстрашие - бороться с собой, с тем, что пугает тебя, мешает тебе? Моделирование, пейзаж страха, то, что Трис совершает новые, абсолютно несвойственные её характеру поступки... Это здорово. Это нужно, правильно и очень, очень, на мой взгляд, достойно прописано. Ведущий мотив. И, несмотря ни на что, Беатрис становится сильнее, растёт, взрослеет - она не сильно нравится мне, но я, в этом, уважаю её.
"Дивергент", несомненно, на много порядков лучше, чем "Делириум, "Пандемониум" и "Числа". Но так, как "Голодные игры", эта книжка меня не зацепила. И, честно говоря, я пока не совсем понимаю, к чему всё идёт. К войне? К очередному перелому мира, краху устоявшегося порядка? Не все фракции достаточно раскрыты. Я хочу узнать больше, к примеру, об Искренности и Дружелюбии. Читать ли дальше... пока не могу определиться.