carpe diem
Вино говорит. Это общеизвестно. Оглядитесь...
Помнится, давно, ещё года два-три назад, мне попалась книга о вине. О магии, очаровании вина. Я читала, удивляясь, но забыла тема, как эта тема затронула, зацепила меня. Джоанн Харрис напомнила. Ещё как!
Я скажу большой, страшный спойлер, но рассказ глазами вина - это что-то новое. Необычное. И очень, очень неожиданное. В самом деле, ежевичное вино - герой повествования. Как вишнёвый сад у Чехова, как город у Достоевского. Вино наблюдает. Оно где-то здесь, за кадром, позади персонажей, и наблюдает, и думает, и чувствует, и видит всё.
Концовка. Концовка удивительна, волшебна и, завершая рассказ, вино ставит красочный росчерк, обещает, что дальше... дальше у героев всё будет хорошо. Так, как они сами захотят, решат, решатся, сделают.
Вы верите в волшебство? Вы хотите чего-то волшебного, сказочного в вашей жизни? Каждый верит. Каждый хочет. И есть такие люди... волшебные люди, хранители волшебства. Как Джо. У них - амулеты, ленточки, ритуалы и "Особые" вина в погребе. Эти люди не похожи на других. Они живут в своём, особенном мире, верят в свои, особенные вещи. Мне хотелось бы попасть в такой мир. Как Джею хотелось туда вернуться.
В самом деле, как точно, как метко показано - обыденный, рутинный мир и Ланскне, Пог-Хилл. Высохшие, целиком городские люди - и деревенские жители, Джо, Джилли. Я думаю, здесь лучшая параллель - Джей-Кэрри. Разные взгляды на мир, ценности и устои, а волшебство... волшебство есть, но не каждый способен увидеть его. Кэрри не способна. Она слишком завязла в современной, обыденной жизни города, в рекламе, передачах, интервью, сплетнях, популярности... Но даже Кэрри, даже такой, как она, человек, чувствует тягу к волшебству. На минутку. На миг, когда вспоминается детство, когда хочется чего-то... А затем всё снова исчезает. И Кэрри вернётся к привычной, рутинной жизни, забыв о чудесах.
Но Джо никогда не был обременён рутиной. А Джей смог выбраться из неё. Мне кажется, момент с книгой... переходная точка. Джею не нужен роман, если чудо, волшебство, Ланскне, "Особые" - вот, вокруг него, настоящие, непридуманные, живые.
Я полюбила этих героев и эти места. Мне было жалко уходить от них. Мир "Ежевичного вина" затягивает - как затягивал мир "Джентльменов и игроков", совсем другой, но тоже реальный и очень, очень родной, близкий, нужный. Ланскне. Поля, огороды, деревья, виноградники. Уютная, тихая жизнь, домики у реки, вина в погребе.... Непередаваемое очарование есть в такой жизни. Волшебство. То самое волшебство. И я безумно хорошо понимаю Джея... Порой хочется - взять, уехать и далеко, далеко от городской суеты спокойно заняться книгой.
Джо. Джей. Но ещё замечательный образ - Мариза. Я бесконечно уважаю эту женщину. В ряду привычных женских персонажей она - особняком. Сильная. Храбрая. Умелая. Настоящая. В Маризе есть свои, особенные черты характера, качества, стержень... да, стержень. Она крепко держит в руках свою жизнь, своё хозяйство, одна, только собственными силами - и заслуживает безмерного уважения-восхищения.
Что касается в целом книги... это Джоанн Харрис. А я ещё с "Джентлменов и игроков" поняла - мой автор, хороший автор, удивительный автор. Не сравнить первую книгу и вторую. Атмосферы различные, персонажи, сама суть, само настроение. Но язык... я начинаю узнавать по языку Джоанн Харрис. Лёгкий. Воздушный. Совсем не напыщенный, тяжеловесный, не имеет, на первый взгляд, ярких отличительных черт. Но с ним хорошо. Он обволакивает, окутывает и создаёт совершенно особенное, ни с чем несравнимое ощущение.

@темы: книги, любимые авторы