Вот уже три недели Рейстлин в исполнении Ярослава Баярунаса не даёт мне покоя. Только о нём и думаю. Даже пост пришлось написать, чтобы как-то привести свои мысли в порядок

Я очень люблю Ярика. Теперь всё, что с ним связано, заставляет меня радоваться и тревожиться, как за сына родного, так что премьеры его Рейстлина ждала едва ли не с содроганием. Ярик мечтал сыграть Рейстлина несколько лет, пел на концертах арии, писал о нём, косплеил его, но вот, когда дело наконец дошло до воплощения, был поставлен в условия, каких наверняка не было у Бирина, Герасименко и Егорова. Совсем мало репетиций, без генерального прогона, камеры, груз ожиданий от режиссёра и публики, решение, будет ли он вообще в ПИ после разморозки. А ещё Ярику 24 года, опыт на сцене у него куда меньше, чем у коллег, и он в первый раз вышел как Рейстлин после Даламара, с которым было всего-то три штуки сквозных арий.
И вот на него обрушились волны гнева: Рейстлин НЕ ТОТ, слишком больной и ущербный, он же кашляет в каждой сцене, у него трясутся руки и срывается голос, да где там вообще Великий Чёрный Маг?! Семь сотен комментариев, порой доходящих до абсурда: Ярик, мол, режиссёра заставил себя в Рейстлины взять, а сам-то ничего не умеет, мальчишка бесталанный; Ярик, мол, вытягивает энергию из публики, вампир он, лучше на его спектакли и концерты не ходить. И так далее, много чего в таком духе.
Я на премьере не была и трансляцию покупать не планировала — хотела дождаться января и там уже взять полноценную видеоверсию, но... после таких разных, очень противоречивых отзывов, пришлось покупать и смотреть. Я, помнится, ещё долго собиралась с силами, готовила себя морально к "тремору, истерике, психозам", к волнению за любимого мальчика, к разочарованию даже, но... Что ж, в итоге моя единственная претензия к этому Рейстлину — парик. Сожгите, пожалуйста, швабро-парик, чтобы ни Ярик, ни любой другой Рейстлин больше от него не пострадали.
Многословно.Пожалуй, впервые я вижу на сцене (не только в ПИ — вообще ни разу такого не было) подобное внимание к мелочам. К деталям образа. К самому образу — как он выглядит, как работает в истории, как проявляет себя через слово, движение, жест, мимику. На Ярика нужно смотреть, при чём весь спектакль, с первой до последней сцены, чтобы уловить всю эту сложную, продуманную игру — а ведь он продумывал, при чём какие-то вещи несколько лет, но и то, что вышло спонтанным, вписалось безупречно. Ярик знает персонажа, чувствует его, видит по-своему, в цельности, в совокупности черт, вот и делает именно то, что Рейстлин сделал бы в тот или иной момент.
Пренебрежительный жест, с которым он поёт "Свобода и равенство, верность и братство" в Армии Чародея. Интонации, которыми выделяет "Смотри, что задумал Король-Жрец!" в Прокуроре. Издевательский смех и поцелуй в лоб после Замана. То, как он накрывает дрожащую руку второй рукой в Соблазнении, — нельзя, чтобы Крисания увидела слабость, ему ж её заманивать в Бездну, убеждать в своей чистой и бесконечной любви. То, как он на секунду замирает перед ступеньками, а потом тяжко опирается на посох и всё-таки поднимается по ним. С каким отчаянием выкрикивает "Ещё не поздно!" во Властелине ничего. Сколько боли и почти-безумия в голосе, когда на фразу "Врата теперь разрушены" он отвечает "Я ЗНАЮ". Как играет бровками и разводит руками во время разговора Крисании и Короля-Жреца — какой ещё Рейстлин Маджере, да в жизни не слыхал о таком. Много, много мелких деталей, на которые, может быть, зритель внимания и не обратит, но Ярик играл не на публику, он вообще не играл — жил в своей роли, превратился в Рейстлина Маджере на три часа, прошёл вместе с ним его долгий, сложный, страшный путь.
Опять же впервые я вижу, чтобы в мюзикле слова были ТАК наполнены смыслом. Порой за пением, за чистым, красивым, сильным вокалом артисты забывают, что ария — не фон, не дополнение к сюжету, она и есть сюжет, она рассказывает историю, раскрывает персонажа, помогает увидеть и понять его. Ярик пел все свои арии как нужно — с полным их осмыслением, с расстановкой акцентов, с выделением самых ярких слов... И ничего удивительного, что порой он срывался на шёпот, проговаривал строчки, менял громкость и ритм. Я видела только Бирина в роли Рейстлина, но Егорова и Герасименко слушала в записи; мне кажется, у них троих порой слишком... ровный вокал, слишком чисто и красиво спеты арии, и вот за этой отрепетированностью, отшлифованностью теряется смысл. Ярик во главу угла поставил именно смыслы. Историю. Персонажа — с его странным, сложным, переменчивым характером, с его кашлем, тремором, истериками, хромотой, яростью-злостью ко всем, кто не ущербный и больной, с неистовой любовью к магии и страхом перед любовью к людям.
В книгах Рейстлин именно такой. И в Хрониках, и на первых же страницах Легенд. Там он в принципе не ходит нормально, говорит срывающимся полушёпотом, кашляет, сгибается пополам от боли. Да, такой Рейстлин не очень хорошо вписывается в ПИ, пока ещё не совсем резонирует с другими персонажами и с музыкальным материалом вообще. Такой Рейстлин не всем зайдёт. Но я не понимаю тех, кто говорит, что Ярик переигрывал. Да Рейстлина в принципе невозможно переиграть, наоборот скорее, даже тут, по сравнению с каноном, маловато было истерик, вспышек ярости и бешеного калейдоскопа эмоций.
Говорят ещё, мол, у этого Рейстлина только слабость и ущербность, а силы и могущества нет. Но как же нет? Как же попытки вразумить жрицу в Истаре, расправа над Королём-Жрецом, Армия Чародея, смех у трона Такхизис, порыв защитить маму в Бездне?.. Всё это было, все грани личности Рейстлина Ярик раскрыл, переплёл в единое целое и, кажется, этим напугал, удивил и оттолкнул часть аудитории ПИ. И я могу понять это, я сама была шокирована тем, что вижу, после Бирина, но кто вообще сказал, что Рейстлин таким вот быть не может? Что хотели увидеть зрители — ещё одного мюзиклового Рейстлина, похожего на всех прежних, скомпилированного из них? Романтизированный образ? Мне, к слову, и раньше казалось, а после Ярика ещё сильнее кажется: в мюзикле Рейстлин — тот самый хулиган, о котором мечтают девочки, пусть жестокий и холодный, но ранимый и добрый внутри. Конечно, в Рейстлине много чего понамешано, есть там и светлые черты, но в первую очередь он — умелый манипулятор, расчётливый лжец, эгоцентрик, на всё готовый ради своих целей. Другие люди для него — ступени, Такхизис всё правильно говорит =) Может, в каком-то смысле Рейстлин и любил Крисанию, просыпались в нём чувства светлые, хорошие, глубокие... но уж точно не отказался бы он ради неё от Бездны; он платит любовью за право быть Богом, и не так уж высока для него эта цена.
Судя по комментариям, многие хотели именно историю любви. И, наверное, мюзикл был об этом в прежних своих вариациях. Но ведь даже Антон Круглов и Елена Ханпира, композитор и автор либретто, говорят, что при всём уважении к другим исполнителям роли именно у Ярика получился самый близкий к изначальному замыслу образ. Рейстлин — он же не рыцарь бледный со взором горящим, не романтичный герой с тяжёлым детством, но добрым сердечком, готовый вот-вот открыться любви. Рейстлин — изуродованный как физически, так и психически человек, он не был нормальным и похожим на всех остальных ещё в детстве, что уж говорить о времени после Испытания в Башне. Он замкнут сам в себе, у него свои планы, цели, свой "взгляд на мирозданье", а Крисания была ему нужна исключительно ради Бездны. Это не светлый образ. Не утончённый, обаятельный и возвышенный. Он не должен привлекать, влюблять в себя, очаровывать. Рейстлин — нервный, резкий, психически нестабильный, вот ни разу не красивый персонаж; и мне понятно, зачем в мюзикле Рейстлин красивый, зачем образ из книг до такой степени переиначили и сместили в нём акценты, но именно Рейстлин Ярика стал мне самым близким и понятным, именно такого Рейстлина, на мой взгляд, сыграть сложнее, тут надо наизнанку перед зрителем вывернуться, колоссальную работу проделать. А в комментах всё равно: нет таланта, нет голоса, дайте нам Рейстлина здорового человека, не портите мюзикл дилетантами... Эх-эх. Фломастеры у всех разные, конечно. И Ярик не лучший Рейстлин, нет — иной, отличный от прежних, но не лучший, никто не обязывал любить и выбирать именно его (а люди так кричат, словно у них отобрали Герасименко, Егорова и Бирина, всучили Ярика и сказали — вот он, ваш единственный Рейстлин навсегда). Просто берёт обида за труд артиста, который остался в итоге неоценённым и отметённым в сторону.
Ярик пошёл своим путём. Дерзнул, не побоялся, не споткнулся о технические проблемы со звуком на спектакле, недостаток репетиций, повышенные ожидания публики. В каких-то моментах за него было по-настоящему страшно — ну помрёт же сейчас, рухнет и больше не встанет, его реально выкрутят и прикончат все эти жуткие чувства. А на поклоны без боли смотреть вообще нельзя: человек не вышел, а буквально выполз на сцену, его потом чуть ли не за руки Ростик, Лена и Даша выводили; и вот после ТАКОГО он выдал нам мощь, силу и бешеную энергию на Королевской битве. Если можно было полюбить Ярика больше, со мной это случилось после ПИ. После КБ. После стрима, где он сказал: "Я не играю, я живу. Вот Иисуса играл, а Рейстлин – это я". После поста, в котором был очень счастливый, готовый работать дальше, уверенный в будущем.
Не очень понятно, что там думает господин режиссёр о Ярике и его Рейстлине, да и всё равно ПИ уходит в бессрочную заморозку. Но, пожалуйста, пусть Ярика потом впишут в постоянный состав мюзикла, пусть дадут ему шанс выйти ещё раз, отшлифовать мелкие недостатки, срезонировать с другими артистами как следует и показать всем-всем недовольным, на что он способен