carpe diem
Не поладили мы с "Ярмаркой тщеславия". И с самим Теккереем — тоже. Роман при том прочитался очень быстро, мне понравилось, как он написан — эти длинные описания, внимание к каждой мелочи, самые мелкие оттенки чувств и эмоций персонажей, ох, люблю такое, — а тема по началу даже выглядела близкой и понятной. Только вот, к сожалению, языка и темы мало, чтобы по-настоящему роман полюбить, нужны ещё герои, события, сама история, смысл. А с ними у Теккерея, по-моему, происходит что-то странное.
Возьмём сюжет. Мы прожили много лет бок о бок с Эмилией и Ребеккой, их жизнь изменилась, они сами изменились... но всё, что происходит в романе, — балы, карточные игры, визиты, разговоры, война (за кадром), и снова балы, игры, визиты, разговоры, по кругу, по кругу, по кругу. История словно бы никуда не движется, роман затягивает, но не потому, что интересный и увлекательный, а потому, что вязкий, липкий, скучный. Да, в начале ещё наблюдаешь с любопытством, как Бекки Шарп водит за нос Джозефа Седли, как Эмми мечтает о своём ненаглядном Джордже, но чем дальше, тем меньше хочется об этом читать. А кроме того, Теккерей очень любит бросить своих персонажей и рассказать нам что-нибудь про войну, про людей, едва-едва соприкоснувшихся с Эмилией и Ребеккой, про людей вообще случайных, про высший свет, про деньги, про бизнес, про любовь мужчины и женщины... в общем, про всё на свете. Сами по себе отступления, может, не лишены смысла, но я тут читаю роман про Эмилию и Ребекку, можно мне, пожалуйста, про них?
Возьмём их, героев, которые могли бы сделать роман более живым и ярким, вызвать интерес и сочувствие, если бы не... И вот, пожалуй, самый главный минус для меня в "Ярмарке тщеславия" — Эмилия и Ребекка не то что сочувствия не вызывают, с ними вообще не хочется иметь никаких дел. Обе — скучные, пустые, довольно мерзкие, на самом деле, а Эмилия, ко всему прочему, ещё и картонка-куколка, неживая, серая, совсем ничего из себя не представляющая. Да, милая, добрая, славная девочка, да, любила мужа и сына, но что ещё можно о ней сказать? Что у неё есть своего собственного, личного, не завязанного на других людях? Жертвенность, бескорыстие, самозабвенная любовь Эмилии восхищают всех, а мне кажется, что она была такой, эта девочка, именно потому, что внутри у неё — пустота. Легко жертвовать тем, чего нет, отдавать то, чего и так у тебя никогда не было. Эмилия растворяется без остатка в своей любви к людям — к Бекки, к мужу, к сыну, к Доббину, она живёт этими чувствами... это человек-функция, а не живая, чем-то наполненная женщина. Не люблю и не понимаю таких.
На контрасте с Эмилией очень хорошо выглядела Ребекка — сильная, храбрая, упрямая, точно знающая, чего хочет от жизни. Уж она-то слишком любила и ценила себя, чтобы так запросто поставить свою жизнь в услужение другому человеку. Бекки казалась мне этакой бунтаркой, готовой всему миру доказать, что даже низкое происхождение и бедность не помешают ей найти своё место под солнцем... и так действительно было, но чем дальше, тем больше становилось понятно — и Ребекка тоже пуста внутри, только она, в отличие от Эмилии, продала себя не людям, а деньгам. Ребекка хочет жить в блеске и роскоши, никто ей больше не нужен — ни муж, ни сын, ни друзья, только деньги-деньги-деньги, красивые платья, балы, приёмы, связи. Сама же по себе она не менее скучная и бессмысленная, чем Эмми, да к тому же ещё и мерзкая. И вот мы получаем двух персонажей, за которыми не хочется следовать, которым не хочется сопереживать — а страниц в романе, между тем, больше семи сотен.
При чём все остальные, второстепенные, герои точно такие же. Жадные, глупые, неприятные, пустые. Из всей этой вереницы тусклых и скучных образов мне понравился один-единственный — Уильям Доббин, но автор не дал ему, как Ретту Баттлеру, осознать глупость и бестолковость своих чувств к недостойной их женщине, а, наоборот, бросил прямо в объятия дурочки Эмилии. Бедный Доббин. Совсем иной судьбы хотелось бы для него.
Но хуже всего с Уильямом Теккереем как автором. Боже мой, до чего он презирает собственных персонажей, да и людей в целом, как он язвителен, насмешлив, резок с ними, как ему нравится высмеивать каждого, даже наивную крошку-Эмилию, выворачивать наизнанку пороки человечества и выставлять всех, решительно всех, в дурном свете. Да, пороки обнажать нужно. Да, Ярмарка Тщеславия имеет место быть, и такие люди, как Бекки Шарп, отыщутся всегда. Но вы-то сами, господин Теккерей, лучше тех, над кем потешаетесь? Какое право имеете вы так бессовестно обобщать и судить обо всех людях? Для Теккерея весь мир — Ярмарка Тщеславия, там нет хороших, честных, добрых, там все лгут, изменяют, обманывают, притворяются... да что уж, он и в славном Доббине сумел отыскать какие-то зачатки эгоцентризма и честолюбия. Даже словом "классика" я не смогла оправдать такой взгляд на мир. Мне он неприятен и совсем не близок. А ведь этими ядовитыми насмешечками и шпильками наполнен весь роман целиком, ни одна страница без них не обходится.
По итогам — я просто не смогла найти в романе ничего, что зацепило бы меня и тронуло по-настоящему. Он, видимо, совсем не мой, этот роман, а уж с Теккереем нам точно не по пути.

@темы: книги

Комментарии
28.09.2019 в 10:32

раз-бей-меня
о, спасибо за отзыв! теперь знаю, что могу не тратить на него время - при таком подробном описании, как у Вас, можно легко выбирать книги, спасибо огромное!
29.09.2019 в 19:11

carpe diem
windsofnovember, рада, если мой отзыв оказался полезным :)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии