carpe diem
Всё будет прекрасно, потому что сказки, в которые мы верили, ещё живут на земле.
С Саней Григорьевым я знакома с детства, с задания по внеклассному чтению — классе, может быть, в седьмом. Остались смутные обрывки воспоминаний: Ромашка, письма, любовь, Север... и смутные чувства тепла и трепета. Странно было читать "Двух капитанов" — как в полутёмной комнате бродить, на ощупь изучая предметы вокруг. О, кажется, я помню эти слова... вот каким был Ромашов... да-да, помню, знаю, вот они все какие, близкие и понятные в детстве, а теперь — ничуть не меньше, даже больше. Что именно испытывала я к Сане, Кате, Ромашке, Николаю Антонычу, Кораблёву, Вальке Жукову, ко всем ним — да как же теперь вспомнишь, но чтобы их полюбить, чтобы понять всю глубину и красоту этой книги, надо было её перечитать (скорее — прочитать заново) сейчас.
Перед нами жизнь — большая, сложная, полная взлётов и падений, встреч и разлук, дружбы и любви, ошибок и правильных решений, моментов боли и моментов счастья. В этой жизни — война, холодный, неприветливый к человеку север, полёты над ледяными пустынями, городок Энск, всегда тёплый и ждущий тех, кто любит его, школьный театр, улицы Ленинграда... А самое главное — письма, старые и размокшие, так и не нашедшие своего адресата, письма Ивана Татаринова, капитана шхуны "Святая Мария". Странным, необыкновенным образом судьба этой шхуны и её капитана, история потерянной экспедиции переплетутся накрепко с жизнью Сани, красной нитью пройдут через всё, что ему придётся испытать. С ранних лет мальчик Саня, который не мог и слова сказать, а потом сбежал из родного Энска куда-то в далёкий и незнакомый мир, будет бороться и искать, находить и ни за что, никогда, ни в коем случае не сдаваться.
Саня Григорьев — сложный персонаж, что бы о нём ни писали в рецензиях. Не знаю, как многим удаётся не видеть неоднозначности этого образа и клеймить его плоским, статичным, банальным... Да не стоит Саня на месте, нет, — он меняется и растёт над собой, учится новому; он и не безукоризненно добр, благороден и честен — он говорит злые слова, делает глупости, идёт порой на импульсивные, необдуманные поступки, причиняет боль своим близким. Как и Катя. Как и другие герои. И даже Ромашка, казалось бы, без единого проблеска отрицательный персонаж, всё-таки усложняется с любовью к Кате, всё-таки становится интереснее и глубже. В этом романе много действительно глубоких, разных и живых людей, которые вовсе не картонки, которые действуют, чувствуют и думают именно как люди. Настоящие. Им веришь, в них веришь, сразу же цепляешься за них душой и не можешь читать спокойно, потому что всё это — голод в блокадном Ленинграде, обида мальчика, которому не верит никто, наивные мечты сбежать в Ташкент, боль от смерти любимой сестры, тяжесть разлуки, отчаянная надежда на встречу, непоколебимое желание отыскать истину из старых писем — всё это твоё, ты живёшь этим, дышишь этим, волнуешься, мечешься... пока, наконец, не перевёрнута последняя страница.
Мне нравится Саня. Несмотря на всё плохое, что он делал. Своей прямотой, честностью, верностью себе и своим стремлениям, умением бороться и не сдаваться даже в тех ситуациях, когда уже, казалось бы, всё потеряно и безнадёжно. Мне нравится Катя своей твёрдостью, храбростью, крепкой верой в Саню, железной волей к жизни. Мне нравятся и остальные персонажи романа, пусть они на чей-то взгляд слишком положительные, слишком идеальные. И мне противен Ромашка, этот мелкий — не маленький, мелкий — человек, который сам по себе ничего не стоит, но хочет денег, любви, славы, тех вещей, которые надо заслужить поступками, который всю жизнь завидовал Сане и пакостил, просто из зависти, из ревности, из детского каприза "хочу как у него!". И такие люди были, есть и будут, почему же они ненастоящие, почему в них нельзя поверить? Каверин пишет так, что не поверить просто не получается. А ещё у него чудесный язык, мягкий, живой и в то же время обстоятельный — ни слова лишнего, том в семьсот страниц прочитался быстро и легко.
А что касается любви... ох, какая же это любовь. Перед ней только замереть в молчаливом восхищении. Саня с Катей встретились случайно-неслучайно, у них были и обиды, и недоверие, и много злых, жалящих слов, между ними вставала война, пролегали километры, их швыряло в разные стороны друг от друга... а они, вопреки всему, сходились опять. Большая, твёрдая, на всю жизнь любовь. И никак иначе, ведь Саня и Катя, Катя и Саня — навсегда.
"Да спасёт тебя любовь моя! Да коснётся тебя надежда моя! Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнёт жизнь в помертвевшие губы! Прижмётся лицом к кровавым бинтам на ногах. Скажет: это я, твоя Катя. Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, что бы ни случилось с тобой. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит — это я, твоя Катя. И если смерть склонится над твоим изголовьем и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая, последняя сила останется в сердце — это буду я, и я спасу тебя".
С Саней Григорьевым я знакома с детства, с задания по внеклассному чтению — классе, может быть, в седьмом. Остались смутные обрывки воспоминаний: Ромашка, письма, любовь, Север... и смутные чувства тепла и трепета. Странно было читать "Двух капитанов" — как в полутёмной комнате бродить, на ощупь изучая предметы вокруг. О, кажется, я помню эти слова... вот каким был Ромашов... да-да, помню, знаю, вот они все какие, близкие и понятные в детстве, а теперь — ничуть не меньше, даже больше. Что именно испытывала я к Сане, Кате, Ромашке, Николаю Антонычу, Кораблёву, Вальке Жукову, ко всем ним — да как же теперь вспомнишь, но чтобы их полюбить, чтобы понять всю глубину и красоту этой книги, надо было её перечитать (скорее — прочитать заново) сейчас.
Перед нами жизнь — большая, сложная, полная взлётов и падений, встреч и разлук, дружбы и любви, ошибок и правильных решений, моментов боли и моментов счастья. В этой жизни — война, холодный, неприветливый к человеку север, полёты над ледяными пустынями, городок Энск, всегда тёплый и ждущий тех, кто любит его, школьный театр, улицы Ленинграда... А самое главное — письма, старые и размокшие, так и не нашедшие своего адресата, письма Ивана Татаринова, капитана шхуны "Святая Мария". Странным, необыкновенным образом судьба этой шхуны и её капитана, история потерянной экспедиции переплетутся накрепко с жизнью Сани, красной нитью пройдут через всё, что ему придётся испытать. С ранних лет мальчик Саня, который не мог и слова сказать, а потом сбежал из родного Энска куда-то в далёкий и незнакомый мир, будет бороться и искать, находить и ни за что, никогда, ни в коем случае не сдаваться.
Саня Григорьев — сложный персонаж, что бы о нём ни писали в рецензиях. Не знаю, как многим удаётся не видеть неоднозначности этого образа и клеймить его плоским, статичным, банальным... Да не стоит Саня на месте, нет, — он меняется и растёт над собой, учится новому; он и не безукоризненно добр, благороден и честен — он говорит злые слова, делает глупости, идёт порой на импульсивные, необдуманные поступки, причиняет боль своим близким. Как и Катя. Как и другие герои. И даже Ромашка, казалось бы, без единого проблеска отрицательный персонаж, всё-таки усложняется с любовью к Кате, всё-таки становится интереснее и глубже. В этом романе много действительно глубоких, разных и живых людей, которые вовсе не картонки, которые действуют, чувствуют и думают именно как люди. Настоящие. Им веришь, в них веришь, сразу же цепляешься за них душой и не можешь читать спокойно, потому что всё это — голод в блокадном Ленинграде, обида мальчика, которому не верит никто, наивные мечты сбежать в Ташкент, боль от смерти любимой сестры, тяжесть разлуки, отчаянная надежда на встречу, непоколебимое желание отыскать истину из старых писем — всё это твоё, ты живёшь этим, дышишь этим, волнуешься, мечешься... пока, наконец, не перевёрнута последняя страница.
Мне нравится Саня. Несмотря на всё плохое, что он делал. Своей прямотой, честностью, верностью себе и своим стремлениям, умением бороться и не сдаваться даже в тех ситуациях, когда уже, казалось бы, всё потеряно и безнадёжно. Мне нравится Катя своей твёрдостью, храбростью, крепкой верой в Саню, железной волей к жизни. Мне нравятся и остальные персонажи романа, пусть они на чей-то взгляд слишком положительные, слишком идеальные. И мне противен Ромашка, этот мелкий — не маленький, мелкий — человек, который сам по себе ничего не стоит, но хочет денег, любви, славы, тех вещей, которые надо заслужить поступками, который всю жизнь завидовал Сане и пакостил, просто из зависти, из ревности, из детского каприза "хочу как у него!". И такие люди были, есть и будут, почему же они ненастоящие, почему в них нельзя поверить? Каверин пишет так, что не поверить просто не получается. А ещё у него чудесный язык, мягкий, живой и в то же время обстоятельный — ни слова лишнего, том в семьсот страниц прочитался быстро и легко.
А что касается любви... ох, какая же это любовь. Перед ней только замереть в молчаливом восхищении. Саня с Катей встретились случайно-неслучайно, у них были и обиды, и недоверие, и много злых, жалящих слов, между ними вставала война, пролегали километры, их швыряло в разные стороны друг от друга... а они, вопреки всему, сходились опять. Большая, твёрдая, на всю жизнь любовь. И никак иначе, ведь Саня и Катя, Катя и Саня — навсегда.
"Да спасёт тебя любовь моя! Да коснётся тебя надежда моя! Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнёт жизнь в помертвевшие губы! Прижмётся лицом к кровавым бинтам на ногах. Скажет: это я, твоя Катя. Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, что бы ни случилось с тобой. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит — это я, твоя Катя. И если смерть склонится над твоим изголовьем и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая, последняя сила останется в сердце — это буду я, и я спасу тебя".