carpe diem
Фитц Чивэл — мальчик, у которого отняли жизнь. Нет, его не убили (хотя много разных людей были очень близки к этому), а всего-навсегда сделали убийцей на службе у короля. Не посчастливилось мальчику родиться незаконным сыном принца Чивэла, одним из Видящих, тех, у кого есть Сила — магия, позволяющая установить связь между сознаниями людей. У Фитца есть и ещё одна магия — Дар, он умеет чувствовать животных и связывать себя с ними. Никакой радости, никакого могущества эти таланты Фитцу не принесут. Как и положение бастарда. Он вроде бы и не наследник престола, не чистокровный Видящий, то есть презираем, гоним всеми вокруг, да ещё и досадная помеха для многих заинтересованных в делах крови, а вроде бы и не простой мальчишка, который может жить себе своей жизнью и ни о чём таком не думать. Фитца забрали в Олений замок, оплот Видящих, и отняли у него жизнь. Он больше не принадлежит себе. Его натаскивают на должность убийцы — служить королю Шрюду, тихо и незаметно убирая тех, кто мешает, и всего себя, полностью, без остатка, отдать этой службе. Клятва верности для Фитца — не пустой звук. Он ею живёт, ему и нечем, кроме неё, жить. Ничего у Фитца нет, только король и долг, долг и король.
Конечно, его затянут в дворцовые интриги. Чивэл умер, на Шесть герцогств нападают непобедимые красные корабли, Верити изматывает себя Силой, чтобы с ними бороться, Регал плетёт сети-интриги, чтобы захватить престол, Гален, мастер Силы, должен учить Фитца Силе, но занимается совсем другим... И нет конца бедам, подстерегающим мальчика. Всё плохо. И лучше не будет. И не надо было, наверное, мне читать эти книги, влипать в этот цикл, срастаться так прочно и безнадёжно с этим персонажем.
Одиночество. Оно бьёт больнее всего, льётся из страниц, захлёстывает с головой и утягивает на самое дно. Фитц одинок, так безысходно и отчаянно одинок, что хочется выть. У него просто нет своей жизни. Он кажется потерянным, бродящим без смысла и цели, знающим только долг, только работу убийцей, только приказы и задания. А любви и дружбы он не знает совсем. У Фитца никого нет. И даже в те моменты, когда вроде как и есть, когда с ним шут, Пейшенс, Баррич, Молли... всё равно одинок, брошен, затерян, остаётся лишь тихо плакать над ним и его несчастной судьбой. А он не выбирал такой судьбы. Выбор сделали за него, вот что самое горькое.
Помимо страданий душевных, будут и физические, конечно. Фитца мучают, избивают, пытают, оставляют его пустым, изломанным и страдающим... и так бесконечно, он не успевает оправиться от одной беды, как уже грядёт другая. И при всём этом Фитц спасает Шесть герцогств — от внешних и внутренних врагов, от пиратов красных кораблей, от мерзкого Регала, от всех и вся. Бедный Фитц, тебя бы кто спас, тебе бы кто помог...
Именно Фитц (и другие персонажи) — самое важное в цикле, то, что держит, крепко-накрепко привязывает к нему. Да, есть игра престолов, очень даже напряжённая и увлекательная, есть дворцовые интриги, битвы, путешествия и всё, чему положено быть в такого рода фэнтези. Но я эти темы не слишком-то люблю и не продержалась бы долго с "Сагой о Видящих", если бы не смелость Робин Хобб проникать в голову и сердце своих персонажей (Фитца в первую очередь, конечно) и показывать нам то, что внутри. Именно смелость, ведь обычно в фэнтези не бывает такой глубокой и подробной рефлексии, она скучным и ненужным придатком считается, неуместным в этом жанре. А меня затянуло именно это — постоянные рассуждения Фитца о себе и людях вокруг, его чувства и мысли, пускай даже те, которые много кто назовёт "нытьём". Фитц стал не просто интересным персонажем — он живой, он близкий и понятный, все его раны — твои раны, всю его боль переживаешь как свою. Не упомнить, сколько раз я дочитывала какую-то сцену в слезах и откладывала книгу, потому что читать дальше невыносимо.
Да и кроме Фитца, есть кому отдать своё сердце. Кетриккен, принцесса из далёкого горного края, потерявшая брата, оставшаяся одна в чужой стране, но не опустившая головы. Верити, измотанный, израненный Силой и той громадой ответственности за страну, что лежит у него на плечах. Баррич, жёсткий, немногословный, но самый близкий и важный человек для Фитца, его опора и дом. Шут, неуловимое существо с неясными целями и неясным смыслом за играми слов. Я люблю их всех. И так же сильно, как люблю их, ненавижу Регала.
Прекрасные книги. Они тяжёлые, мрачные, всю душу наизнанку выворачивающие, но прекрасные. Только одна вещь мне тут не понравилась — перевод: кривой он какой-то, с громоздкими конструкциями и повторами, словно не вычитанный вовсе.

@темы: книги, сага о видящих