carpe diem

Может, если бы я читала/смотрела больше фантастики о путешествиях во времени, я нашла бы тут море ошибок и неувязок. Но для меня эта вещь — чуть ли не первая по теме (исключим Доктора Кто), и система миров-Нитей показалась мне очень разумной и хорошо прописанной. Да и вообще книга вызывала одни лишь восхищённые вопли — в ней столько всего! Реальные места, исторические события и личности, в судьбы которых тихонько вплетается магия (напомнило по размаху Сюзанну Кларк с её Стренджем и Норреллом), смешной и лёгкий юмор, эти планы ДОДО, планы-ступеньки на пути к большой цели, восхитительные персонажи. Вот на персонажах всё и держится, на самом деле. Такие разные, такие интересные, каждый со своим заскоком, своей изюминкой: своенравная и гордая ведьма Эржебет, другая, не менее гордая и хитрая ведьма Грайне, Ребекка Ист-Ода — оплот разума и здравомыслия в ДОДО в целом и жизни своего мужа в частности, самозабвенно преданный работе Фрэнк Ода... тут хороши все, не только Тристан и Мелисанда. И очень правильно сделали авторы, показав нам историю с разных сторон: то Мелисанда пишет свои записки, то Ребекка ведёт дневник, то Грайне обменивается письмами с Грейс О'Мэлли, то сотрудники ДОДО общаются в рабочем чате...
Самое главное даже не путешествия во времени, не диахронические операции, а сам ДОДО. С его внутренним жаргоном, переписками, посиделками за китайской лапшой навынос, шуточками, понятными только им, слаженной работой в команде. Они как семья, шумная и пёстрая, объединённая чем-то большим. О буднях ДОДО читать едва ли не интереснее, чем о прогулках по Лондону 1601 года или Константинополю 1203-го. Все эти славные люди стали мне родными и по-настоящему близкими, не хотелось расставаться, отпускать их. К слову, и любовная линия тут такая ненавязчивая и приятная, что вполне себе вписывается в историю, не мешает и нисколько не раздражает, даже наоборот.
Немного смазала мой восторг концовка — очень уж она неопределённая и повисшая в воздухе, но, с другой стороны, такой сюжет и не доведёшь до конкретного финала, разве что писать вторую книгу. Если Нил Стивенсон этим займётся — с огромным удовольствием прочитаю!