carpe diem

Всё продается. Вот моя философия. Всё продается.
В таком маленьком городке, как Касл-Рок, новый магазин — событие. Тем более, если магазин называется "Нужные вещи" и обещает каждому именно то, что ему необходимо. Лиланд Гонт, хозяин "Нужных вещей", славный и приветливый старик, со всеми общий язык найдёт, всем предложит правильный товар... только глаза у него меняют цвет, и один уверен, что они были карие, другой видел зелёные, третий — голубые. Впрочем, странности хозяина не волнуют никого. Ведь в "Нужных вещах" жители Касл-Рока и правда обретают нужные им вещи. Нужные позарез. Без этих вещей им просто жизни нет, и не так уж важно, бейсбольная это карточка с автографом, или абажур из цветного стекла, или фотография Элвиса, или карта сокровищ, или прелестная ваза... Вещь словно создали специально для тебя. Ваза смотрится волшебно на твоей каминной полке. Карточка подписана твоим именем, словно и правда тебе. Фотография бросает тебя в объятия настоящего Элвиса. За такую вещь любые деньги отдать не жалко. Но мистер Гонт вовсе не требует заоблачных денег, нет, он берёт ровно столько, сколько ты можешь заплатить. Десять центов, три доллара, сущая мелочь... но вдобавок к цене товара нужно ещё сделать кое-что. Тоже мелочь, пустяковину, невинный розыгрыш над соседом или приятелем. Мальчишка по имени Брайан Раск испачкал грязью свежие простыни Вильмы Ержик и тем самым запустил цепочку событий... безумных событий, разорвавших Касл-Рок на клочки.
Из мистики тут лишь мистер Гонт, демон в облике человечьем, а самыми страшными, как всегда, в итоге оказались люди. Гонт пришёл в Касл-Рок со своими нужными вещами и даром убеждать, толкать людей на кривую дорожку, наводить на опасные мысли, дёргать за ниточки... но пугает то, что вся эта грязь и гадость в людях уже была. Истеричная тётка Вильма Ержик тиранила мужа и ненавидела всех, кто хотя бы слово ей поперёк сказал. Дэнфорд Китон, городской глава, запускал лапу в бюджет, любил только себя и был зависим от ставок на скачки. Хью Прист напивался до чёртиков и буянил. Баптисты и католики конфликтовали из-за своих воззрений на религию. Угли уже тлели в этом маленьком городке, и нужна была только искра, чтобы вспыхнул пожар. Лиланд Гонт до предела обострил все проблемы и ссоры, чудовищно раздул ненависть и злость, подтолкнул одного человека к другому, одну группу людей к другой... а кто знает, не случилось бы что-то такое и без него? Столько злобы в людях, столько подавленных чувств, опасных привычек, затаённых желаний, зависти, боли, горечи. Мистер Гонт убрал заслонки, и всё это выплеснулось наружу.
Ещё одна тема — вещи и привязанность людей к вещам. Один какой-то предмет становится для человека самым важным и нужным, в нём сходятся все его мечты и цели. И вот уже ради вещи человек готов на всё, в равной степени и невинно подшутить над приятелем, и всадить этому приятелю пулю в лоб. И снова, конечно, нельзя не учитывать дьявольские происки, но есть же Алан Пэнгборн, только в конце попавший под власть Гонта, есть мальчик Шон Раск и другие жители города, которые так и не стали марионетками демона, рабами нужных вещей... А как легко люди забывали о любви и дружбе, о сочувствии и доверии, как легко поддавались гневу и ревности, жадности и самолюбию. Нет, не только Лиланд Гонт в ответе за то, что стало с Касл-Роком, не только он один.
В "Нужных вещах" очень много персонажей и отношений между ними, много событий и скачков в прошлое. Но втянулась я почти сразу, в героях не путалась, прониклась всеми историями, сплетёнными в один большой клубок, и даже выкинуть из книги не хотелось ничего — всё как надо, всё на своём месте. Выбивается из общей картины разве что финал — да, пожалуй, таким он и должен быть, но... может, стоило написать немного иначе, не так пафосно и плоско, не так, не знаю, по-детски? Вот последние страницы, замкнувшие историю в кольцо, понравились куда больше.
Крепкий, увлекательный роман со смыслом, именно такие люблю у Кинга. Послевкусие надолго остаётся. Ведь бродит же там где-то по миру, едва ли не с самых первых дней творения, Лиланд Гонт, в разных обликах, под разными масками, но всегда один и тот же, и захаживает к людям, и раздувает пожары, и нет этому конца.