carpe diem
![](https://j.livelib.ru/boocover/1001100477/200/5fa1/Den_Braun__Kod_da_Vinchi.jpg)
А сколько с этой книгой связано, сколько я знала о ней задолго до знакомства: и фильм, взахлёб посмотренный в детстве в кино, а потом ещё раз, уже на маленьком домашнем экране, и отсылки всевозможные в рецензиях на другие романы — а вот у Дэна Брауна, а вот Роберт Лэнгдон, а вот в "Коде да Винчи"... Был ещё недавний фильм "Инферно" о похождениях того же Лэнгдона; он покорил меня в самое сердце, разворошил прочно забытые воспоминания о "Коде" и погнал в книжный магазин за истоком, так сказать, всего. Ещё долго, правда, потом руки не доходили, но я всё-таки добралась и... это было прекрасно, это было здорово, что ещё тут скажешь, в конце концов?
Бралась за книгу почему-то с опаской — боялась, что в сложносочинённых концепциях и экскурсах в историю Дэна Брауна я разобраться не смогу, безнадёжно увязну и как следствие замысел романа не оценю. Вполне себе разобралась. Не очень понимаю тех, кто говорит, что "Код да Винчи" написан сложно — да, много информации, да, религия, наука и символы сплетаются вместе... но автор каким-то невероятным образом сумел обо всём рассказать неспешно, толково и без лишних сложностей-заумностей. Наверное, потому, что пишет он не историческую монографию, а триллер, детектив, приключение, роман развлекательный; с такими книгами читатель должен отдыхать, удовольствие получать, хитро закрученным интригам и тайнам удивляться, а не голову ломать. По мне, у Дэна Брауна всё отлично получилось. Чего уж там, история правда увлекательная, держит за горло до последнего, особенно если вы, как я, не очень дружите с памятью и некоторые фильмы/книги из давнего прошлого забываете напрочь. Я помнила детали (криптекс, полотна да Винчи, тайный орден), но совсем забыла главную интригу и, собственно, суть; тайна священного Грааля не давала мне покоя и вынуждала читать, читать, читать без остановки.
Всё, что связано с историей, символами, древними религиозными орденами и прочим, понравилось чрезвычайно. Опять же, не знаю, насколько это близко к реальности и так ли по-настоящему работают криминалисты, учёные, специалисты по шифрам, профессора и т.д., но чувство, во всяком случает, такое, что Браун в своей теме разбирается и тему любит: ну чертовски затягивает, ни разу не заскучала, ни разу не захотелось пролистать страницы вперёд, даже лекции профессора Лэнгдона прочитывались с огромным интересом. Они-то как раз и вызвали самый большой интерес. Идея же показалась правильной: в самом деле, вера не любит вторжения в свою вотчину здравого смысла и разума, церкви не нужна логика, доводы, факты. аргументы, реальные доказательства, которые ставят под сомнение её догмы, её правду. Был ли Иисус Христос божественным, неземным созданием — или ходил по земле, как все смертные? Был он бесконечно духовен и чужд материальному, телесному — или, как любой человек, имел отношения с женщиной и зачал с ней ребёнка? Почему церковь знать не хочет Иисуса-человека, почему ей выгодно иметь именно сына божьего? Поразмышлять на эти темы не то что любопытно, а, на мой взгляд, полезно, для самих верующих людей в том числе. И так ли уж много вымысла в рассказах Брауна о жадности, глупости, пороке в самых, казалось бы, набожных общинах, о священниках, вполне себе любящих деньги, о религии, готовой на всё не ради правды, а ради сокрытия неудобной правды?..
Теперь я понимаю, почему этот роман так глубоко и сильно оскорбляет верующих. Но не вижу в этих оскорблениях ни малейшего смысла, правда. Писатель имеет право говорить о чём захочет, тем более в такой отвлечённой, нисколько не грубой форме, как Дэн Браун, и религия — просто тема, повод для размышлений, такой же, как множество других.
Ещё два слова о героях. Они, как бы сказать, скорее декорации, чем живые люди; их роль в сюжете — распутывать тайны, разгадывать шифры, рассказывать о древних культах и религиозных ритуалах, а что они сами по себе за личности — не так уж, наверное, важно. Да, злодей получился слишком злодейский — белая кожа, красные глаза, мрачное прошлое. Да, вызывает вопросы поведение Жака Соньера, который перед смертью успел ну слишком много всего сделать, слишком сложную кашу заварить. Роберт Лэнгдон — умная картонка, источник информации и внезапных озарений, не более того. А про любовную линию с ним и Софи я лучше промолчу — в таких пафосных она выражениях, так из пальца высосана, из пустого места взята, настолько в неё не веришь... Но ведь второстепенно это всё, я и не ждала от детектива-триллера каких-то особенно ярких образов и сложных характеров, прописанных любовных линий; нисколько не мешало и общее впечатление не испортило.
А впечатление таково: Дэн Браун пишет хорошие, интересные, необычные за счёт атмосферы и привязки к истории и религии вещи, с которыми очень приятно провести пару ненапряжных вечеров. И даже задуматься о важных, вполне себе серьёзных и актуальных в наше время вещах.