carpe diem
Что ж, возвращение к этому странному, но безумно любимому с детства циклу было неизбежно. Надо же чем-то заняться в ожидании третьего сезона сериала? Заодно освежить в памяти все злоключения сирот Бодлеров и побурчать на тему «а в книге было не так!».
«Скверное начало» (почему, в конце концов, не «Несчастное начало», переводчики? а как же традиция одинаковых букв в названиях книжек?) – пусть и грустная история сама по себе и уже намекает нам, что ничего хорошего ни славных ребят, ни нас, читателей, в будущем не ждёт, даже близко не подошла к ТОЙ САМОЙ интриге. Это всё впереди – и тайные организации, и загадочные пожары, и полные жутких сведений документы, и… надеюсь, это был не спойлер? Пока ни о чём таком не слышно. Но череда несчастий, бед, потерь и страха для Вайолет, Клауса и Солнышко уже развернулась в полной мере…
Для тех, кому ещё, мало ли, не знаком сюжет. Ваойлет, Клаус и Солнышко Бодлеры в один ужасный день на пляже узнают, что их дом сгинул в пожаре и там же погибли родители, оставив детей сиротами. Им полагается большое наследство, но лишь когда Вайолет, старшая из Бодлеров, достигнет совершеннолетия. До тех пор за ними должен присматривать родственник, не важно, дальний или близкий.
И вот новым опекуном ребятишек становится Граф Олаф – слегка (а может, не слегка) чокнутый актёр с одной бровью вместо двух, с татуировкой глаза на лодыжке и просто невыносимым характером. Он даже не притворяется заботливым и чутким – даёт детям одну кровать на троих, заваливает непосильно работой и… вынашивает ПЛАН, как добраться своими жадными ручонками до бодлеровского состояния.
И обрушатся на Вайолет, Клауса и Солнышко 33 несчастья разом. Тут и попытка насильно выдать замуж, и пленение в клетке, и что только не. И никто вокруг не верит детишкам, никто не хочет им помочь – они должны рассчитывать только на себя. Правда, Бодлеры талантливы, каждый по-своему: Вайолет может из совершенно бесполезных на первый взгляд вещей смастерить полезную штуковину, надо только волосы лентой завязать, чтобы думать не мешали, а Клаус в свои двенадцать лет прочёл (и запомнил!) больше книг, чем многие взрослые. У Солнышко очень острые зубки, и даже эта способность – кусать всё, что подходит для этой цели – ни раз пригодится Бодлерам.
Все фирменные фишечки Лемони Сникета начинаются уже здесь. Бесконечные предупреждения: оставьте эту книжку, возьмите что-нибудь другое, я умоляю вас, заклинаю, бросьте эту книгу немедленно! Участие в истории самого автора: он наблюдает за Бодлерами, изучает историю их злоключений, а дальше (спойлер!) его роль возрастёт, о сериале, где он чуть ли не один из главных персонажей, я вообще молчу. Игры со словами, отсылки, аллюзии: Эдгар По, судья Штраус, несвязные выкрики малышки Солнышко, в которых таки есть смысл… Ну и куда же без объяснения непонятных слов, чёрного юморка, гротеска и абсурда. В этом мире взрослые в большинстве своём жестоки, слепы и глухи к детскому голосу, а если и добры, то скорее всего беспомощны и никак детям их нелёгкую судьбу не облегчают. С детьми происходят жуткие вещи – и да, в реальном мире такого случиться не могло бы, но кому от этого легче?
В детстве я верила – Вайолет, Клаус и Солнышко Бодлер настоящие, как и Лемони Сникет, и Граф Олаф, и все. Эта история произошла на самом деле. Поэтому очень грустно и больно было читать даже первые книжки, где ничего из ряда вон пока не происходит… Сейчас и больно, и всё-таки смешно, и тяжело, и не восхищаться мастерством автора невозможно. Таких серий, как «33 несчастья», я до сих пор не встречала и едва ли встречу. Добавим сюда колоритных персонажей (Олаф хоть и мерзавец, но чертовски интересно придуман), порой дикие повороты сюжета и неизменную храбрость детей Бодлеров – и всё, эти книги прочно завладевают твоим сердцем и не дают успокоиться, пока не дочитаешь до конца.

@темы: книги, 33 несчастья, ностальгия