carpe diem

О дивный новый мир, где царят тишь да гладь, где почти всё в жизни людей взяли на себя машины. Они и обслуживают по мелочи, и правосудием ведают. Совершил ты преступление - не важно, какой тяжести, - возмутил благополучие мира, нарушил его незыблемый порядок... наказание для тебя одно - смерть. И чем серьёзнее проступок, тем выше шанс вытянуть несчастливый билетик в лотерее. Дело в том, что у каждого человека в новом мире есть индекс, без него - как без рук, к нему и медицинские карты, и банковские счета привязаны, он делает человека полноценным членом общества. Индексы нарушителей вносятся в специальные списки - миллионники, тысячники... смотря что человек натворил. Не подверженная лишним эмоциям, бесстрастная, неумолимая Машина наугад выбирает один индекс, и, если не твой, живи себе спокойно дальше, а если твой - будь добр, расплатись за свой грех и заодно за грехи тех, кому повезло.
Кара неизбежна. Любое нарушение порядка грозит смертью. Помни об этом каждый день, каждый час своей благополучной жизни, делай всё как надо, соблюдай правила - и бойся, бойся без конца.
Так и живёт главный герой - Корнелий Глас, приличный гражданин, у которого дом, работа, семья, всё как положено. Он боится всего - и правосудия, и начальства, и чужого мнения, потому неукоснительно следует всем законам. И всё бы хорошо, но однажды, торопясь к приятелю, Корнелий переходит дорогу в неположенном месте. Один шанс из миллиона на смертную казнь... и этот шанс выпадает ему, сотрясая и разрушая в мгновение ока всю его безупречную налаженную жизнь.
Корнелий попадает сначала в тюрьму, потом - в приют для безындексных детей, отбросов общества. И там-то у него наконец открываются глаза - на правду жизни в целом и жизни его собственной, на суть машинного мира, в котором он живёт. Позже Корнелий узнает о теории Кристалла: говорят, наш мир соседствует ещё с миллиардами таких же - почти таких же - миров, и все они - грани огромного кристалла, которые порой могут сходиться...
Оказалось, эта книга - вторая часть цикла, и я непременно теперь прочитаю его целиком. Очень уж интересен этот Кристалл, эти возможности перехода из одного мира в другой, эти исследования, тонкие различия между мирами, дети с необычными способностями... Так легко и понятно пишет на сложную тему Крапивин - и всё-таки оставляет большой простор для размышлений, предположений и любопытства. Ну и кто же знал, что картинка отдельно взятого мира приведёт в итоге к множественности миров?..
История Корнелия Гласа и грустная, и трогательная, и мрачная, и полная надежды. Вот он - идеальный гражданин идеального мира, не видящий в Системе ни одного изъяна... пока сам не попадает в жернова этой Системы. И тут уже с ног на голову переворачивается вся его система ценностей - он видит и понимает то, чего не видел и не понимал раньше, он отходит от рабской покорности и трусости, от попыток до последнего цепляться за свою безопасность, получая взамен храбрость, и жажду стать свободным, и ответственность, и умение совершить большой поступок ради большой цели. И любовь, конечно. Его тусклая, выхолощенная жизнь наполняется яркими красками, безумными поступками, новыми знаниями, он обретает вкус к жизни и желание жить. Он находит свой покой и своё счастье. Он сознательно делает выбор, поступает так, как, с его точки зрения, правильно.
До мурашек и линия с детьми - одинокими, брошенными на произвол машинной системы и равнодушных взрослых детьми, которые просто хотят жить и быть счастливыми. Но с точки зрения этого мира, они - опасны, неподконтрольны, а значит, от других людей их надо держать как можно дальше. Дети ничего не видят, кроме стен приюта, но хранят глубоко в душе волшебную сказку о Лугах - чистом, светлом мире, где каждого примут с радушием, где нет индексов, где все свободны. "Гуси-гуси..." - для них это не просто слова из сказки, а почти молитва, вечная надежда, что там, далеко-далеко, на Лугах, люди живут иначе.
Понравился язык Крапивина, манера повествования, то, как лёгкими штрихами он рисует живые картины и образы персонажей. Нежданно наткнулась на эту книгу и очень рада такой находке!
А цикл про Великий Кристалл тоже классный, он уже в перестроечное-постсоветское время написан. Если что, имхо, начинать в этом цикле оптимальнее не с "Выстрела с монитора" (1 книга), а с "Голубятни на желтой поляне". Она в цикл вообще официально не входит, но там вот эти пространства появляются, мальчики-ветерки, переходы между мирами. Мне даже всегда казалось, что это главная книга цикла, пока не узнала, что ее вообще там нет хДД
Тротилла, я хоть и не ребёнок уже, но детские его книги почитаю с большим удовольствием. Мне очень понравилось, как он пишет о детях - как-то нежно, трепетно и хулиганисто)
Sati FlameRose, думаю, тебе понравилось бы))
Gabbikins, интересные дела - книжка, которая раскрывает суть цикла, к циклу не имеет отношения
За совет спасибо, попробую так и сделать
Книга просто чудесная. В детстве я была к Крапивину равнодушна - как-то мимо прошло. А сейчас, чувствую, надо вернуться, потому что западает в душу.
Я вообще люблю советскую фантастику 70-х, 80-х - за оптимизм и веру в людей. В лучших людей, и в то, что в будущем утилитарность и культ пользы/государства/сухой логики сойдут на нет, и люди смогут расправить крылья. Быть поэтами, мечтателями, Икарами, безумцами - оставаясь при этом сильными, не становясь беззубой легкой добычей.
Корнелия во многом понимаю. Даже на первых страницах книги. То есть... понимаю до определенной поры. С одной стороны - знаю, что я б тоже не лезла на баррикады и не рвалась менять общество, при моем-то тяге к неучастию, сепаратизму и комфорту... И произошедшее воспринимала бы с тем же самым ужасом: у меня отняли мою жизнь, ту, что дорога мне была. Но с другой - жизнь его была серой, тут да. Это как раз то самое унылое, цивильное существование, которое я никогда не могла понять. Почему человеку непременно надо ощутить опасность или близость смерти, чтобы начать радоваться солнышку, горячему чаю, звездам, человеческому разговору...
Мальчишки просто чудесны. Порадовало, что у приютских не было драк за первенство и деления по принципу звериной стаи. Что никого не травили, не унижали. Что девочки - такая же важная часть команды, как мальчики. Антон хороший лидер. Цезарь - молодец! Мальчик-из-за-Грани вообще прекрасен! Отца и деда "построил", плюнул на все концепции и правила, и сделал, как считал нужным!
И мне нравится фантастика (да любая литература в принципе) с таким светлым посылом, с верой, что свобода и полёт возможны, до них рукой подать, можно долететь, добрести, если решишься взять и всё перевернуть. И такие вот мечтатели, безумцы, искрящиеся люди - они не только себя и близких счастливыми делают, находя какой-то иной мир, они и для оставшихся мир меняют... сказано же ведь в эпилоге, что Корнелий каким-то образом послужил разрушению машинной системы.
Почему человеку непременно надо ощутить опасность или близость смерти, чтобы начать радоваться солнышку, горячему чаю, звездам, человеческому разговору...
К сожалению, часто так бывает, и в книгах, и в жизни. Мне тоже не очень это понятно - ведь жизнь-то, все её радости и чудеса рядом, только открыть глаза пошире и увидеть... Но лучше хоть так - через потрясение, чем остаться в душном коконе навсегда.
Корнелия понять можно. Это всё пресловутый страх перед риском, изменением - сухая серая стабильность как будто лучше... Но в итоге, когда есть с чем сравнивать, назад к размеренному обывательскому существованию уже не вернёшься.
Мне тоже ужасно понравились ребята из приюта. Какой у них славный коллектив, без убогого коллективизма, без права старшего унижать младших - все равны, все нужны, все часть команды. Ну и сами дети - живые, очень самостоятельные и в полной мере личности, несмотря на возраст. Мальчишка из-за Грани прелесть вообще - с ранних лет по-своим правилам живёт, никому вторгаться в свой мирок не позволяет!