carpe diem
Книга об ужасной и неистребимой силе терпизма.
Долорес Клейборн выходит замуж за Джо Сент-Джорджа, человека, мягко скажем, не белого и пушистого - он и пьёт, и грубит, и особых чувств к ней не испытывает, и руку поднимает, и оскорбляет бесконечно. Мерзкий, в общем, мужик, и понятно это было Долорес с первых же дней - Джо не притворялся, не играл в хорошего, не давал себе труда скрывать свой паршивый характер. Долорес и не любила-то его. Вопрос - что заставило эту неглупую, между прочим, женщину столько лет терпеть ублюдка рядом? Почему только отвратительный поступок Джо с дочерью расшевелил её и показал ситуацию в истинном свете?
Как и Джесси в "Игре Джералда", Долорес мне было совсем не жаль. Сочувствие вызвали её дети - ни в чём не виноватые, получившие ни за что урода-отца и заработавшие от него раны на всю жизнь. Джо... ну, урод, с этим всё однозначно, то, что сделала с ним Долорес, не воспринимается как убийство ничуть - скорее как желание взять жизнь в свои руки и сделать уже что-то наконец, решить проблемы, вырваться на свободу. Джо заслужил даже более чем. Но... ведь можно было не доводить. Можно было, повзрослев и поумнев, вытравить из себя дурацкие стереотипы о женской доле, святой семье, гендерных ролях и т.п., исправить то, что натворила, рано выскочив замуж за совершенно неподходящего мужика, не рожать ему детей, а если рожать - то уходить с ними вместе, спасать хотя бы их, если уж не себя... Странно и горько, что Долорес понадобилось слишком много времени, чтобы увидеть - Джо с его характером и взглядами на жизнь-семью-женщин угрожает не только ей самой.
Роман написан в форме монолога - Долорес рассказывает о своей жизни полицейским, которые подозревают её... нет, не в убийстве мужа, а в смерти Веры Донован, у которой Долорес работала почти всю жизнь. Такая форма по началу показалась мне излишней, что ли, - одно дело, когда отрывки текста представлены как монолог, другое дело, когда весь текст построен таким образом. Но, на удивление, читать было вовсе не скучно - своеобразная манера Долорес говорить, её простенький язык, резкие переходы с одного на другое, а главное, возможность взглянуть на всё её глазами, изнутри, делают книгу только лучше.
Понравилось, что, кроме истории самой Долорес и её отношений с Джо, есть история Веры - редкостной стервы, любительницы всем нагадить и всех высмеять, языкастой и почти невыносимой. Но и Вера в конце концов вызывает сочувствие - она живой человек, со своими страхами и скелетами в шкафах... точнее, мусорными кроликами. И тут сплетаются в одно судьбы обеих женщин - и Вера, и Долорес не смогли забыть случившееся в прошлом, несли тяжкий груз на плечах всю жизнь, вступали в неравный бой с личными демонами и едва ли хоть под конец обрели покой. Всё, что мы делаем, все наши поступки, неважно, хорошие или дурные, оставляют в нас свой след... так просто от них не избавишься.
Впервые столкнулась в "Долорес Клейборн" с любовью Кинга скрещивать сюжеты разных своих книг. В "Игре Джералда" Джесси видела - как будто видела - Долорес, женщину у колодца, и Долорес видит Джесси - маленькую девочку на коленях у отца в день затмения. И такая необычная связь между героинями, и затмение как символ, и общая тема ставят эти романы в один ряд. Собственно, они оба мне нравятся, правда, к Долорес я всё-таки испытала хоть какие-то тёплые чувства, в отличие от Джесси, которая скорее раздражала своим упорным нежеланием брать на себя ответственность за свою жизнь. Долорес всё-таки выросла, обрела, не без помощи Веры, самоуважение и железную силу воли, нужную, чтобы стоять за себя и своих детей.
Ну а вывод - Стивен Кинг, как всегда, мастерски выворачивает наизнанку внутренний мир человека, точно и метко изображает всю гамму чувств и эмоций, обнажает проблемы человеческие (и никакой вам мистики) так, что больно и страшно читать. Действительно же, история Долорес может случиться (и случается) с тысячами женщин, и многие из них так и не найдут колодца на заднем дворе, чтобы избавить себя и свою семью от страданий.

@темы: книги, любимые авторы