carpe diem

Стрелок."Тёмная башня" манила меня несколько лет, пока не вышел этот, судя по всему, дурацкий фильм и все вокруг не начали резко читать Кинга. Ну, все побежали и я побежал — неожиданно для себя самой взялась за "Стрелка".
Когда покупала книжку, по аннотации ждала совершенно другого: юный Роланд, понимаете ли, в поисках Башни, какое-то бродячее фэнтези должно быть, с парнишкой в главной роли, который идёт и по пути много чего преодолевает и превозмогает. Да, парнишка был, но вовсе не Роланд — эй, составители аннотации, он вообще-то юный только во флешбеках, так-то взрослый дядька вполне, лет тридцать ему, наверное. А про Башню вообще ничего не сказали, кроме того, что она, Башня, есть, и она по какой-то причине чрезвычайно важна как для Роланда, так и для всего мира (всех миров?) в целом.
А вот в дорогу мы действительно отправляемся. В дорогу по мрачной, иссохшей пустыне, мимо каких-то развалин прежнего мира, ведь этот, нынешний мир, сдвинулся с места, хотя не очень понятно, а что же это, собственно, значит, когда он сдвинулся и почему. Мы бредём через пустыню, изнывая от жары, карабкаемся среди горных ущелий, тащимся на дрезине по заброшенной железной дороге, а вокруг нас - мутанты, древние алтари, оракулы, трупы и человек в чёрном. Неуловимый, таинственный, давняя цель Роланда - но, опять же, мы почти не знаем, как он связан с Тёмной башней и зачем стрелку так позарез нужно его догнать. Под конец, конечно, кое-что узнали, но как этого мало, как чертовски мало!
Моим главным чувством было недоумение. Что происходит? Почему происходит? Все вопросы перечислять бесполезно - Кинг обещал нам в предисловии, что ответит на них позже, и всё-таки... Я не люблю, когда читаешь - и не понимаешь, о чём именно, я не привыкла к тому, что целая книга переполнена намёками и штрихами, но цельной картинки не складывая даже в финале. Очень надеюсь, что Кинг действительно ответит и объяснит в следующих частях, или я просто не смогу читать дальше.
Мир, в котором живёт стрелок, — мрачный мир. Это не фэнтези в привычном смысле, это что-то совсем другое, и я даже не знаю, понравилось ли мне. Заворожило - вот уж точно. Кинг пишет так, что горы, пустыня, железная дорога, костёр в ночи, звёзды и галактики ярко и объёмно встают перед глазами — ты как будто шагаешь рядом со стрелком и видишь мир его глазами. И я, конечно же, заинтригована, мне хочется знать, что будет, и что за король, что за Башня и почему она так важна, сбудутся ли предсказания человека в чёрном, что случилось с Сюзан, как Роланд потерял своих близких, почему и как мир сдвинулся с места, какие ещё есть миры... Я хочу это знать и буду продолжать знакомство с циклом, никуда тут уже не денешься.
И в целом первый шаг в мир Тёмной Башни прошёл успешно. Чувствуется, что книга написана мастером, хоть он и был молод, когда начинал цикл; есть кое-что под названием "штампы" — видели, читали, знаем по другим образцам жанра, но как штампы я это не ощущала, не было чувства вторичности... потому что дело не в отдельных элементах — дорога, препятствия на пути, герой и его спутник, злодей, - а то, как автор их компонует, как раскидывает на своей доске. У Кинга получилась история, действительно не похожая на остальные. И он её любит, безумно любит — потому и выписывает столь скрупулёзно каждую деталь, потому и рисует такие правдоподобные картины.
Роланду предстоит долгое путешествие, и я готова последовать за ним.
Извлечение троих. Мы снова встречаем Роланда, стрелка, который ищет свою непонятную Тёмную башню, несколько часов спустя после его встречи с Человеком в чёрном. Роланд очнулся на пустынном берегу и тут же стал жертвой жутких плотоядных тварей, задающих бесконечные вопросы и выходящих из моря на закате. Теперь, вдобавок к ране от потери Джейка, стрелок лишился пальцев, он слаб и болен, но вопреки всему на свете должен исполнить предсказание Человека в чёрном — извлечь троих, которые будут нужны ему на пути к Тёмной башне.
"Есть и другие миры, кроме этого" — сказал Джейк перед смертью. В самом деле, на пустых и голых землях родного мира Роланду открываются двери в иной мир - наш мир; именно там обитают те, кого стрелку необходимо перетащить на свою сторону — Узник, Госпожа Теней, Смерть (но не твоя смерть, стрелок, пока ещё - не твоя)... Мы по-прежнему читаем фэнтези, мрачный мир Роланда — мир, который сдвинулся с места - всё ещё с нами, но гораздо больше времени придётся провести в современных реалиях, с обычными (на первый взгляд) людьми. Их никак не назовёшь героями, теми избранными, что попадут в спутники стрелка и помогут ему в поисках Башни. Узник - наркоман, прочно повязанный как со своими таблеточками, так и с безнадёжно больным старшим братцем и разборками грязного мира наркоты и больших денег; Госпожа Теней - девушка-инвалид с шизофренией, чья вторая личность вызывает нервную дрожь; а Смерть... о, со Смертью получился самый непредсказуемый ход.
Вся книга - действительно извлечение троих, мы только-только доберёмся до конца пустынного пляжа, а Башней там ещё даже не пахнет. Зато появились персонажи, внезапно ставшие столь же интересными и значимыми, как Роланд; не успеешь заметить, как привяжешься и к Эдди, как будто никчёмному наркоману, а на самом деле очень славному человеку с добрым сердцем, и к Одетте, такой разной, такой невероятно сильной и светлой внутри. Роланд тоже не хотел прикипать к ним душой, а всё-таки — полюбил их, как и Джейка в своё время, и в этом кроется большая боль, тяжёлая ноша и трагедия для стрелка... ведь он знает, уже сейчас знает, что, возникни такая необходимость, пожертвует ими ради Башни. Вырывая с кровью из сердца, страдая и сожалея тысячу раз, а всё-таки пожертвует, ведь Башню, эту Башню, о которой мы так и не узнали ничего, нужно найти любой ценой.
Впрочем, хотя бы одна тайна приоткрылась немножко больше - личность самого стрелка. О нём по-прежнему мало известно, он, как и Башня, окутан туманом, лишь слабые мазки, имена и события из прошлого, но характер стал вырисовываться чуть яснее. Роланд из функции, носителя миссии (найти Башню, убить Человека в чёрном) стал живым человеком, со своими чувствами и мыслями, человеком, который может прямо сказать: "Я люблю вас обоих". И чёрт возьми, сколько всего в этой короткой фразе!
Увязла в цикле о Тёмной Башне бесповоротно. После первой книги ещё были какие-то сомнения, читать дальше или нет, но теперь я уже не успокоюсь, пока не узнаю всё.
Бесплодные земли. Ка-тет Роланда путешествует по бесплодным землям мира, который сдвинулся с места. В ка-тете — Эдди, Сюзанна Дин (никакой больше Одетты Холмс и Детты Уокер) и Джейк. Да, мальчик снова с ним, со стрелком, которого так любит; встреча Роланда со Смертью из второй книги изменила реальность... или, может быть, создала альтернативную, и Джейк опять жив, хотя какое-то время и его память, и память Роланда разрывалась между двумя вариантами настоящего. Эдди, Сюзанна, Джейк. Они все теперь стрелки, они вместе с Роландом ступили на путь Луча, который должен привести их к Тёмной башне... О Башне этой Роланд по-прежнему ничего не рассказывает (то ли не знает сам, то ли не хочет говорить), но Эдди, Сюзанна и Джейк идут с ним уже не потому, что у них выбора иного нет, а потому, что хотят сами. Они стали частью мира, в котором живёт Роланд, им нужно найти Башню, чтобы этот мир спасти... да и вообще все миры, ведь, оказывается, при всей огромной разнице-пропасти, миры до странности похожи друг на друга, накрепко связаны.
Ка-тет приходит в полуразрушенный город Лад, и там заметны явные отклики нашего, современного, мира, откуда пришли Сюзанна, Эдди и Джейк... или, наоборот, в их мире отразился Лад? В катакомбах под городом покрываются пылью старые компьютеры. Монорельсовая дорога тянется от Колыбели далеко-далеко. Местные жители носят с собой автоматы.
Но сходство не только в этом. На заброшенной станции дремлет искусственный интеллект по имени Блейн Моно... Блейном называется сверхзвуковой поезд, но, конечно, Блейн куда больше поезда, больше Лада, больше всего, что можно себе представить. Блейн — это боль и в то же время спасение Роланда и компании, единственный способ для них покинуть Лад и добраться до Башни. И не странно ли, что такой же опасный поезд был в детской книжке про Чарли Чу-Чу, которую купил Джейк в магазинчике в Нью-Йорке?
Лад — страшное место, наглядный образец того, что мир и правда сдвинулся, перевернулся с ног на голову, спятил... пришёл в полный упадок и запустение. Этот город доверху забит старым хламом, то и дело оглашается жутким барабанным боем, по велению которого люди начинают убивать других людей. Да не просто убивать — бессмысленно рвать на части, приносить в жертву непонятно чему. Люди тоже сошли с ума. Они разделились на седых и младов, ненавидят друг друга, убивают без всякой жалости... а седые, словно кроты, забились под землю и строят там своё маленькое государство с тираном по имени Тик-Так во главе. Ох уж этот Тик-Так. И с ним-то связана ещё одна интересная, но не то чтобы неожиданная фигура... Ричард Фаннин, он же Мерлин, Мартен, Уолтер, Незнакомец вне Времени, Человек в чёрном. Никуда Роланду с ка-тетом от него не деться — очень уж не хочет Незнакомец, чтобы они отыскали Тёмную башню.
Эдди и Сюзанна стали сильнее, обвыклись в новом мире, а их связь, так стремительно возникшая, но уже неразрывная, ещё больше окрепла. Джейк тоже вырос, совершил несколько важных и серьёзных поступков на пути к Башне. А Роланд... Роланд обрёл новый ка-тет, таких же близких людей, какими были ему когда-то Катберт и Ален. Он действительно держит своё слово ("Я никогда тебя больше не брошу") и делает всё, чтобы не повторить прежнюю ошибку — не отпустить Джейка... но впереди — Башня, и никто не знает, каких жертв она может потребовать.
Путь Роланда, Джейка, Сюзанны, Эдди и славного ушастика Ыша лежит через самые настоящие Бесплодные земли. Неизвестная катастрофа, сдвинувшая мир с места, выжгла начисто окраины Лада, и теперь там почти нет жизни... а жизнь, которая есть, кошмарна, чудовищна и совершенно враждебна к людям. Через эти Земли ка-тет мчится на Блейне Моно, с непонятным разумом которого они, люди, заключили сделку. И мне уже хочется скорее хватать "Колдун и кристалл", чтобы узнать, чем же кончится дело, кто победит в этой сумасшедшей игре в загадки... и, может, какие-то долгожданные подробности о прошлом стрелка.
Мне очень нравится мир Стрелка, но в будущем я напишу пост о второй части, где тоже буду говорить о смешанных ощущениях. История Кинга действительно выделяется на фоне остальных, хоть и не лишена недостатков.
Я рад, что ты прочитала первую часть, молодец)
Я очень хочу, чтобы Человек в черном вернулся, он такой загадочный и интересный, не хочу, чтобы Кинг так просто его слил(
Не бывает историй без недостатков - потому что они почти всегда субъективны, для всех разные)
Я вообще думала, что человек в чёрном будет главным врагом Роланда - а он слился в первой же части х) Кстати, я прочла в Вики, что его имя, помимо Уолтера, - Рэндалл Флэгг и подвисла немного х)
Да, я хочу ответов на вопросы, слишком много всего непонятного - а я терпеть не могу истории, где в итоге тебя оставляют с вопросами наедине, разбирайся, мол, сам. Надеюсь, Кинг так со мной не поступит.
akiokocoon13, а почему не заходит? Что-то есть в его произведениях, что совсем не твоё?
Да, Кинг устроил настоящую замануху, превратив все свои книги в огромный паззл, где некоторые его вещи являются продолжением других или являются частью "Башни", но это не всегда играет на руку.
Рэндал Флэгг из "Противостояния" - это Человек в черном из "Башни", и вроде как он появляется в разных обличиях в других восьми книгах автора, собственно, о чем я выше и говорил, только начитанный Кинга сможет это распознать..)
"нахрена семья с маленькими детьми снимет дом у хайвея?", как мне кажется, у них выбора не было, судя по тому, что и этот домишко у дороги им обошелся в 12-летнюю ипотеку (факт из книги), страшно подумать, если бы они ещё чуть ближе к городу обосновались))
Ну, не знаю на счёт экономии. На безопасности детей умные люди не экономят. Могли бы прислугу приходящую не нанимать, к примеру. Вообще там у семьи нищетой и безысходностью, имхо, не пахнет.
Для меня Рэндалл Флэгг ещё с "Противостояния" был этаким образом вечного зла, неубиваемого и принимающего разные формы, так что его присутствие в "Башне" показалось вполне логичным. Я человека в чёрном с самого начала и воспринимала как такое вот текучее, изменчивое, бессмертное Зло.
akiokocoon13, Кинг действительно очень разные вещи пишет. "Зелёная миля" и "Оно" вообще друг на друга не похожи, но обе мне понравились в своё время. Всякое мерзенькое у него тоже бывает, да, но меня привлекают его идеи и умение переплести мистику с вполне себе человеческим, так что зачастую выходит: главное зло - в людях, а не в потусторонних тварях.
А из экранизаций - "Зелёная миля" действительно хороша.
Почти на все вопросы автор даст ответы, насколько я помню. Черный человек там еще появится.
немного личных впечатлений, но без спойлеров
Там был большой раздел, посвященный детству Роланда, и я его еле осилила
Мне как раз именно детство Роланда сейчас наиболее интересно, так что, наверное, этот раздел вполне хорошо пройдёт
Прям аж захотелось некоторые моменты перечитать...
На самом деле после первой книги я тоже сомневалась, читать ли мне цикл дальше. Но вторая вопрос решила - может, и в твоём случае так произойдёт? Да и вот, обещают, что чем дальше, тем понятнее будет, и ответы на все вопросы появятся
Мои рецензии таки спойлерные порой, даже неловко как-то :"D
А как тебе "Наука Плоского мира"? У меня на полке две или три части стоят, но пока руки не дошли)