carpe diem
Несколько лет назад тётя и её подруга показали мне фильм "Любите ли Вы Брамса?". Я посмотрела и сказала, что Поль сама во всём виновата и чёртова эгоистка, а Симона мне очень жалко. Тётя и подруга (возраста примерно главной героини как раз) печально и снисходительно ответили, что я слишком маленькая ещё, чтобы понять эту историю, а когда вырасту - пойму.
С тех пор я выросла - немного, а всё же. И решила прочитать книгу Франсуазы Саган - окончательно определиться с отношением к героям и понять, что я там в тот раз не поняла. Книжка была прочитана за пару вечеров и... ничего не изменилось - я так же считаю, что Поль в своих бедах виновата сама и чёртова эгоистка (в плохом смысле слова), а Симона мне так же безумно жаль.
В общем, история проста, как три копейки: есть женщина, любящая мужчину, есть мужчина, который вроде как тоже любит эту женщину, но изменяет ей направо и налево, а она с этим мирится, потому что любовь. А ещё у них свободные отношения. Они договорились, что изменять друг другу можно, но, естественно, этим правом пользуется только Роже, Поль сидит вечерами дома в ожидании звонка от него, преданно и молчаливо.
Причина моей неприязни к Поль даже не в том, что она любила такого человека. Тётя и её подруга были правы - я слишком маленькая, чтобы в полной мере понять чувства взрослых женщин: возможно, когда тебе сорок лет, ты считаешь свою любовь к мужчине последней и отчаянно боишься её потерять. Для меня очевидно, что при таком отношении уважение Поль к Роже должно было потихоньку исчезать, а любовь превращаться в презрение, но - пусть, у неё всё иначе. Дело не в этом. Просто Поль - не взрослая женщина, она будто вовсе не прожила свои сорок лет.
Её главная проблема - в отсутствии самости. Она просто не умеет быть наедине с собой. Даже один вечер в одиночестве для неё трагедия и катастрофа, ей нужно забивать свои вечера, дни, утра, всю жизнь какими-то людьми, она боится слова "одна" как огня, хотя - серьёзно, не побыть один-единственный вечер с книжкой дома? это называется ненужность и старая дева? Пф. И любовь Поль к Роже я вижу не как любовь, а как проявление этой несамостоятельности - отчаянная попытка прицепиться к кому-нибудь, сбежать от душевной пустоты. При том, конечно, это не оправдывает скотского поведения Роже - гнусно выглядят его рассуждения о том, что он любит Поль и жить без неё не может по соседству с интрижками с какими-то пустыми девицами-куклами, - но именно в руках Поль было взять и расстаться с Роже. Уйти, как она прежде ушла от мужа. Обрести хоть немножко самости и уважения к себе. Но Поль не то чтобы любит Роже - она зависима от него, и это не прекрасно, трогательно, мило, не вызывает это восхищения, это просто очень грустно. У этой женщины нет ничего своего - название книги чертовски удачно, ведь Поль не знает, любит ли она Брамса, любит ли она вообще что-нибудь, кроме Роже.
Но пускай, это ведь её жизнь, она в праве сама решать, что с ней делать, быть счастливой или нет, терпеть измены своего мужчины или нет. Самая мерзость - Поль втянула во всё это Симона. Юного, неопытного, местами легкомысленного и ленивого, глупого и чересчур эмоционального мальчишку - да, он такой, но это не делает Поль или Роже лучше него. Он, по крайней мере, честен - перед собой и перед женщиной, которую любит. Симон знает, что любит, и говорит об этом Поль, в то время как она врёт о своих чувствах не только ему, но даже самой себе. С самого начала Поль знала, что не сможет полюбить этого мальчика по-настоящему - но взяла его себе как средство от скуки и утешение, мол, вот он любит меня, а я имею полное право получить свою каплю любви. Имеешь. Только не так. Ты не можешь пользоваться другим человеком ради лечения своих душевных ран, как бы там плохо тебе ни было. Не забывай - ты сама решила оставаться в зависимом счастье-несчастье с Роже, это твой выбор, так с какой радости замешивать сюда других людей?
Поль, опять же, не виновата, что Симон влюбился в неё, но, и снова то же самое, в её руках было отвадить его, не давая лишних надежд. Пока огонь не разгорелся, Симон имел шанс его потушить и полюбить кого-то другого взаимно. А что теперь? Он будет, спасибо Поль, разочарован в любви и женщинах, он может поверить, что любовь всегда такая и все женщины такие. Он может стать как Роже - менять женщин как перчатки, не привязываясь крепко ни к одной, а ведь он уже был таким, он избавился от этого... и теперь всё опять?
В итоге - Поль и Роже мне были отвратительны, Симона жалко, а впечатление от книги муторное. Это не к книге претензия, конечно, а к героям, тем более что Франсуаза Саган пишет здесь просто потрясающе - мягко, красиво, лёгкими штрихами и мазками. Но, пожалуй, не стану я больше её читать - с её героями вечно что-то не так, от чего они мне совершенно не нравятся.
С тех пор я выросла - немного, а всё же. И решила прочитать книгу Франсуазы Саган - окончательно определиться с отношением к героям и понять, что я там в тот раз не поняла. Книжка была прочитана за пару вечеров и... ничего не изменилось - я так же считаю, что Поль в своих бедах виновата сама и чёртова эгоистка (в плохом смысле слова), а Симона мне так же безумно жаль.
В общем, история проста, как три копейки: есть женщина, любящая мужчину, есть мужчина, который вроде как тоже любит эту женщину, но изменяет ей направо и налево, а она с этим мирится, потому что любовь. А ещё у них свободные отношения. Они договорились, что изменять друг другу можно, но, естественно, этим правом пользуется только Роже, Поль сидит вечерами дома в ожидании звонка от него, преданно и молчаливо.
Причина моей неприязни к Поль даже не в том, что она любила такого человека. Тётя и её подруга были правы - я слишком маленькая, чтобы в полной мере понять чувства взрослых женщин: возможно, когда тебе сорок лет, ты считаешь свою любовь к мужчине последней и отчаянно боишься её потерять. Для меня очевидно, что при таком отношении уважение Поль к Роже должно было потихоньку исчезать, а любовь превращаться в презрение, но - пусть, у неё всё иначе. Дело не в этом. Просто Поль - не взрослая женщина, она будто вовсе не прожила свои сорок лет.
Её главная проблема - в отсутствии самости. Она просто не умеет быть наедине с собой. Даже один вечер в одиночестве для неё трагедия и катастрофа, ей нужно забивать свои вечера, дни, утра, всю жизнь какими-то людьми, она боится слова "одна" как огня, хотя - серьёзно, не побыть один-единственный вечер с книжкой дома? это называется ненужность и старая дева? Пф. И любовь Поль к Роже я вижу не как любовь, а как проявление этой несамостоятельности - отчаянная попытка прицепиться к кому-нибудь, сбежать от душевной пустоты. При том, конечно, это не оправдывает скотского поведения Роже - гнусно выглядят его рассуждения о том, что он любит Поль и жить без неё не может по соседству с интрижками с какими-то пустыми девицами-куклами, - но именно в руках Поль было взять и расстаться с Роже. Уйти, как она прежде ушла от мужа. Обрести хоть немножко самости и уважения к себе. Но Поль не то чтобы любит Роже - она зависима от него, и это не прекрасно, трогательно, мило, не вызывает это восхищения, это просто очень грустно. У этой женщины нет ничего своего - название книги чертовски удачно, ведь Поль не знает, любит ли она Брамса, любит ли она вообще что-нибудь, кроме Роже.
Но пускай, это ведь её жизнь, она в праве сама решать, что с ней делать, быть счастливой или нет, терпеть измены своего мужчины или нет. Самая мерзость - Поль втянула во всё это Симона. Юного, неопытного, местами легкомысленного и ленивого, глупого и чересчур эмоционального мальчишку - да, он такой, но это не делает Поль или Роже лучше него. Он, по крайней мере, честен - перед собой и перед женщиной, которую любит. Симон знает, что любит, и говорит об этом Поль, в то время как она врёт о своих чувствах не только ему, но даже самой себе. С самого начала Поль знала, что не сможет полюбить этого мальчика по-настоящему - но взяла его себе как средство от скуки и утешение, мол, вот он любит меня, а я имею полное право получить свою каплю любви. Имеешь. Только не так. Ты не можешь пользоваться другим человеком ради лечения своих душевных ран, как бы там плохо тебе ни было. Не забывай - ты сама решила оставаться в зависимом счастье-несчастье с Роже, это твой выбор, так с какой радости замешивать сюда других людей?
Поль, опять же, не виновата, что Симон влюбился в неё, но, и снова то же самое, в её руках было отвадить его, не давая лишних надежд. Пока огонь не разгорелся, Симон имел шанс его потушить и полюбить кого-то другого взаимно. А что теперь? Он будет, спасибо Поль, разочарован в любви и женщинах, он может поверить, что любовь всегда такая и все женщины такие. Он может стать как Роже - менять женщин как перчатки, не привязываясь крепко ни к одной, а ведь он уже был таким, он избавился от этого... и теперь всё опять?
В итоге - Поль и Роже мне были отвратительны, Симона жалко, а впечатление от книги муторное. Это не к книге претензия, конечно, а к героям, тем более что Франсуаза Саган пишет здесь просто потрясающе - мягко, красиво, лёгкими штрихами и мазками. Но, пожалуй, не стану я больше её читать - с её героями вечно что-то не так, от чего они мне совершенно не нравятся.