carpe diem
А всё же настоящим домом Вианн всегда был Ланскне. Этот маленький городишко на берегу реки Танн, который она покинула восемь лет назад, но с которым её связывает много, слишком много, чтобы просто так забыть и жить дальше. Ланскне - это вкус горячего шоколада на губах, тёплые персики с ароматом солнца, терпкий дым от костра речных цыган, звон колоколов церкви в воздухе раннего утра. Это люди - обычные и необычные, добрые и жестокие, счастливые и несчастные, друзья и враги. Это жизнь. Это магия. Та самая, маленькая, домашняя магия амулетов и шоколадок - Вианн не может без неё, как не может и без Ланскне. Мне кажется, она вернулась не только из-за письма Арманды. Ей нужно было не только спасти Рейно и Женщину в Чёрном, но и для себя понять кое-что важное. Она же теперь не уедет в Париж, правда? Она останется дома.
Третья часть трилогии - не о волшебстве. О нём, конечно, тоже, но самую малость, а больше всего - о людях. Разных культур, вероисповеданий, традиций. Людях, которые совсем не похожи друг на друга и потому к чужакам (а все непохожие, другие - чужаки) относятся с подозрением. Как легко обитатели Маро поверили, что священник чуждой религии поджёг дом Инес - хотя на самом-то деле это сделала девушка их общины, их народа. Как легко вспыхнула война между этими разными людьми. Одной искорки хватило... Ненавидеть же гораздо проще, чем любить. Осуждать и ставить клеймо проще, чем понимать. Коренные жители Ланскне не захотели по-настоящему понять пришлых магрибцев, а те, в свою очередь, - их. Все эти кофейные вечера, милые разговоры и призывы к толерантности - лишь слова, так ведь принято, так велит церковь и совесть - принимать всех людей, независимо от религии, одежды, языка, а жители Ланскне - примерные христиане.
Только вот их добродетель напускная, никому не было дела до Инес Беншарки, и свои, и чужие обвиняли её во всех смертных грехах. Почему? Просто она другая. Прячет лицо под никабом, ни с кем не общается, а Карим Беншарки ей кто? Ну конечно, любовник, она же соблазнила его, околдовала своей тёмной магией, она ведьма и злодейка, таким не место среди нормальных людей! Но именно красавец Карим оказался злодеем, а Инес... она жертва. Злых, жестоких, бездушных мужчин - и своей культуры тоже, именно эта культура делает мужчину богом, а женщину - ничтожным, бесправным созданием, чуть что - орудием дьявола. Разумеется, винить женщину с точки зрения мусульман правильно и естественно. Страшная культура. Что бы там ни говорили об уважении к религиям - такой религии я никогда не пойму.
Люди меняются. Очень сильно - кардинально! - изменился и Франсис Рейно. Восемь лет прошло с событий первой книги, а он из проповедника христианской морали, врага всех, кто хоть немного не похож, стал... не совсем уж как Вианн, конечно, но куда спокойнее, терпимее. Здесь уже не только религия, но и личность самого Рейно - он любит свою деревню, он даже от церкви готов отказаться, лишь бы не покидать Ланскне, да и жители деревни ему как родные. И они по-своему привязаны к нему. Новый священник, хоть и более прогрессивный, не нужен им, они привыкли к Рейно, он же был с ними всю их жизнь. А Рейно в чём-то и лучше своих подопечных - он-то хотел помочь Инес, он-то хотел понять её, и культуру эту тоже.
Не зря Вианн оказалась этакой точкой равновесия в противостоянии двух столь разных культур. Она ведь глубоко чужда религии - хоть христианской, хоть мусульманской, для неё люди - просто люди, в джинсах или хиджабе, не важно, просто люди со своими проблемами, своей душевной болью, своим одиночеством. Шоколад, персики и улыбка помогли Вианн понять Инес и прочих обитателей Маро... да и себя тоже. Теперь-то она знает, где её настоящий дом.
Волшебная трилогия. Очень тёплая и летняя, несмотря на все беды, потери и печали, которых тут с лихвой. У неё привкус горячего шоколада со щепоткой корицы и перца, запах реки и персиковых деревьев, а главное чувство... пожалуй, полнота жизни. Ветер в крыльях распахнутых рук. После книг Джоанн Харрис - многих, но особенно этих трёх - просто хочется жить.

@темы: книги, любимые авторы