carpe diem

И я не есть средство для достижения целей других. Я не служу ничьим желаниям. Я не бинт для их ран. Я не жертва нa их алтарях. Я человек.
Это почти сказка. Страшная сказка о нашем будущем. Акценты расставлены предельно четко и однозначно. Коллективизм, "мы" - зло. Индивидуализм, "я" - добро. Так и должно быть. Эта история не обязана походить на "О дивный новый мир", или "1984", или любую другую антиутопию. Айн Рэнд поставила себе цель как можно более полно и ясно выразить идеи индивидуализма и свободы личности - и она это сделала. Может быть, с неким ущербом для правдоподобности, но ей надо было вложить в мысли и слова своего героя Идею, и она это сделала, а значит, своей цели достигла. Не все ли равно, что мир слабо обрисованный, а герой слишком уж быстро начал говорить философскими категориями и глубокими понятиями? Это не важно. Важнее, что за герой, что за мир. Имеем ли мы реальные шансы угодить в жуткую сказку Рэнд.
Мир без личностей. Мир без технического прогресса. Застывший, бесцветный мир. Ни одного имени в нем нет, ни одного конкретного названия. Совет, Исправительный Дворец, Дом Бесполезности... обезличенные, неживые слова, а людей зовут Равенство, Братство, Интернационал и тому подобные лозунги. Это лозунги. Постулаты. Здания, имена, вообще все реалии этого "картонного" мира работают на то, чтобы сделать его как можно более пустым. Бессмысленным. Бездуховным. Застывшим. В лозунгах все застыли и даже достигнутое предками потеряли. Прогресс не просто не идет вперед, он идет назад. Достижения и открытия забыты, всё, даже обычный огонь, приходится открывать заново, и если огонь людям нужен, то электричество - опасно, ужасно, запретно. Всего нового и необычного они боятся, эти роботы-люди со схематичными именами.
Но где-то в душах людей, где-то над ними летает еще не убитый, еще не совсем забытый дух свободы. "Нельзя уничтожить Человека" - говорит Рэнд. Человек с большой буквы живет в каждом человеке с маленькой, нужно только коснуться его, пробудить от долгой спячки. Нажать спусковой крючок. Любая мелочь может запустить процесс обращения твари дрожащей в Человека. Так и случилось с героем. В нем ищут мотивацию, причины, предпосылки, но в "сказочном" мире Рэнд именно неубиваемый человеческий дух и есть главная причина. Причина всего. Свободу в людях можно покорить, можно притупить лозунгами и правилами, но не вытравить до конца. Однажды Человек поднимет голову и заново откроет для себя мир.
Открытие мира. Медленные, осмысленные поиски потерянного слова "я". А вместе с ним - свободы, личности, любви, силы, гордости. Человечек без имени становится Прометеем - и уходит, чтобы сотворить свой, настоящий и свободный, мир. Да, он говорит слишком для него высокими словами, но ведь так и нужно. Прометей - носитель истины в этом мире, носитель всех заново открытых важных идей. Так и должно быть. Иначе быть просто не могло.
Всю эту маленькую повесть можно разбирать на цитаты. И по ней бесконечно говорить о зле коллективизма. Страшная сказка Рэнд - страшная правда, и мы приближаемся к ней. К торжеству общества над личностью. К жертвенности и служению общему благу. К потере индивидуальности и слова "я" - сильного, яркого слова, - в угоду серому, безликому "мы". А самое интересное в книжке Рэнд, то, чего еще не было в других антиутопиях, - регресс. С потерей индивидуальности замирает и развитие, и никакие новые технологии не могут быть придуманы, если любая личная инициатива в корне душится. Такой мир - замерший, неподвижный, обезличенный, - не может развиваться; он либо стоит на месте, либо медленно падает вниз.