carpe diem

Письма не всегда всего лишь письма. Слова могут оторваться от страницы и проникнуть в душу.
Кто сказал, что не бывает настоящих чувств на расстоянии? Кто сказал, что километры - преграда для настоящей любви? Этому человеку я показала бы "Письма с острова Скай" - и, уверена, мнение его изменилось бы тут же. Эта вещь, даже Вещь с большой буквы, - не просто какая-то легкая любовная история, она говорит не только о чувствах, не только о прелестях любви, а о людях, полюбивших друг друга. Людях необычных, даже странных, и, конечно, любовь у них такая же - рваная, странная, с редкими встречами и большими письмами, со словами, летящими через океан. Ниточка слов. Одна душа и вторая душа. Связь душ. Элспет и Дэвид - Сью и Дэйви - полюбили друг друга без оглядки на нечто внешнее, по сути совсем ненужное, полюбили словами, честным голосом души. Это уже делает их любовь не похожей ни на какую больше. А там еще война, две войны, страшные, жестокие войны, страшная, жестокая разлука и угроза потерять самого близкого человека на свете.
Не нравится мне в любовных историях (почти во всех, особенно современных), что любовь, чувство сильное, яркое, особенное, делающее двух разных людей близкими и родными, возникает из воздуха. Из некой пустоты. Они просто вдруг полюбили друг друга. За волосы, глаза, руки, не знаю, что еще. За внешнее. Либо вообще просто так, ни за что - любовь же! И я, наблюдатель, должна сочувствовать этим любящим людям, хотя они, якобы любя, чужие друг другу, внутренний мир Другого ни одним из них не открыт, не понят, не принят, да какой внутренний мир, любовь же! Я должна им сочувствовать, близко к сердцу принимать их расставания-сближения-прощения, чувства, которые волнуют их... а, собственно, почему? Они с самого начала не убедили меня в том, что их любовь - Любовь. Случайная связь, случайные и неосмысленные, ненаполненные чувства меня не задевают, а их так много в романах о любви, что я уже как-то не жду ничего хорошего.
И вот случайно появляются "Письма с острова Скай". И меняют все. В них чувства - настоящие, я вижу, почему Элспет полюбила именно Дэвида, а Дэвид - именно Элспет. Это такая хорошая, понятная, чертовски правильная неизбежность, невозможность иного выбора. Сразу видно, что Элспет не могла любить своего мужа, а Дэвид - какую-нибудь девицу из соседнего дома. Они любят друг друга - неизбежно и правильно. И, кроме того, они оба - замечательные! Не картонка, не образ типичного обывателя - а как часто романы о любви страдают совершенным отсутствием характеров, ведь любовь же, не характеры главное, они вообще не нужны!
Не картонка. Живые люди. Люди не скучные, не_обычные, это люди, которым очень трудно отыскать родную душу, такого же странного чудака, с которым можно делиться самыми важными словами. Поверять ему мечты, стихи, сны, книги, размышления - и он поймет, он ответит тебе тем же. Мечтателей и волшебников часто окружают обычные люди. Вроде и хорошие, добрые, милые, вроде и родные, но все же - не то, не те, не так. Элспет писала свои стихи на берегу моря и ждала именно такого мужчину, как Дэвид. А Дэвид в своих скитаниях-метаниях, не зная, что ему нужно в этой жизни, ждал такую женщину, как Элспет.
Сколько нежности в их письмах! Сколько душевного тепла, сердечной глубины, желания делить целый мир на двоих! Сколько любви к этому миру, к закатам и восходам, к шуму морских волн, к шелесту ветра в деревьях. Сколько чистого, мягкого света, стремления к чему-то большему, чем просто рутина, желание вырваться куда-то за горизонт, за границы обычного и "нормального". Они любят так же, как живут, - ярко, сильно, необычно. Глубоко. С искрами настоящего волшебства. Их особые миры пересеклись еще в самых первых письмах - коротких, робких со стороны Дэвида, не самых серьезных со стороны Элспет. Они же не знали, чем обернется эта переписка. Не знали, что долгожданная любовь такой будет - сложной, с оглядкой на правила и чувства других людей, со стыдом, бессилием, этим мешающим расстоянием... И война. Война, почти разлучившая их безнадежно. Разлука на двадцать с лишним лет - и все равно, они не забыли, они не полюбили никого другого, и я ВЕРЮ в их безусловную, неизбежную любовь. Верю, как никогда раньше не верила.
Мне было и грустно, и весело, и тепло, и сказочно на душе с этой книгой. Она прекрасна. В разных смыслах этого слова.
Соджар, если мой отзыв такие мысли вызвал - это очень здорово ^^
Хотя - увы, от этой живой и трепещущей человеческой истории у меня осталось много вопросов. То, что молодые люди влюблены - безусловно, это понимаешь даже раньше, чем они сами понимают. Но при этом я совершенно не понимаю, как, любя Дэвида, Элспет могла продолжать жить со своим мужем, и даже хотеть от него ребенка. Как она могла - уже после всего, что было - "пытаться заниматься с ним любовью"?.. Для меня физическая близость с кем-то другим, когда ты влюблен всей душой - нечто за гранью понимания...
История Дэвида с Ларой кажется не такой вопиющей: юноша просто долго вырывался из-под влияния семьи и пытался разобраться, что именно в жизни - "его корабль". Я думала о Дэйви чуть хуже, чем есть, пока не узнала, что Элспет была его единственной женщиной)) Он всё-таки был не "как все", его любовь горела слишком ярко.
Йэна, как ни странно, к концу книги мне стало искренне жалко. Не ожидала от себя такого в начале. Полюбил не ту женщину, потерял навеки ее сердце - и обрел в итоге боль, бессмысленную жизнь и бессмысленную смерть. Понимаю его самоубийственные мотивы...
А Маргарет - Маргарет очень повезло с родными! Я ей в чем-то по-хорошему завидую. Такая хорошая, упрямая, сильная девочка!
И как прекрасно все эти письма, вся история показывают болезненность христианской морали, опасность навязанного чувства вины, давления общества... как герои мучают себя из-за этого, и судьбы ломаются - или вот-вот готовы сломаться.
Славно, что всё в итоге разрешилось к их общему счастью!
Дух Шотландии, ветер моря, сказки, призраки - и такое нежное тепло человеческих сердец.
Да, да, именно, и все так вместе сплетено - одно удовольствие читать!
Согласна. Я тоже не очень понимаю, как это, любя одного человека, можно подпускать к себе физически близко другого. Но, может, Элспет так силилась удержать обычную и "нормальную" жизнь - она боялась этих отношений больше Дэвида, ей было труднее открыть себя новым чувствам и переменам в жизни. Ее можно понять, хотя и не одобрить, конечно.
Дэйви - замечательный. Вот такие люди мне нравятся. Он любил сильно, глубоко, только ее, единственную... это прекрасное чувство, не каждому доступное.
А Йэн... что ж, я думаю, он виноват сам. Сам и потерял Элспет. Все же, не отдаляйся он, не давай он повода думать о своем безразличии и выражай чувства чуть более явно - все было бы и легче, и лучше.
Маргарет и я завидовала немного. У них с матерью прекрасные отношения. Доверительные и теплые. Именно так и должно по-хорошему быть у всех матерей и дочерей.
Мне вообще нравится форма писем. Она такая личная, душевная, позволяет увидеть сердце человека. В словах - истинная магия.
болезненность христианской морали, опасность навязанного чувства вины, давления общества
И, да, эти вещи очень хорошо показаны. Элспет была в большой зависимости от общепринятых норм и какого-то вымышленного долга. Не сразу смогла дать себе свободу. А ничего плохого в ее чувствах не было, в ее поступках - тоже.
Я так рада, что ты прочла "письма", это волшебная история!
Элспет старше него, и это заметно: общественная мораль и религия глубже велись в неё и сильнее отравили.
Я не считаю, что ребята чем-то ''согрешили'', или что в их любви была хоть капля чего-то плохого. Она прекрасна и почти совершенна. Плохо, на мой взгляд, только давать обещания своего сердца кому-то, кого прекрасно знаешь, что не любишь. И выходить замуж/жениться ''потому что подошла пора'' тоже плохо. Обещание вечной любви - штука слишком глубокая, серьёзная и магическая, чтобы ими разбрасываться или давать легкомысленно.
Но тут уже как раз действие общества и морали, которое молодому существу без поддержки очень трудно преодолеть...
А Йэн - он виноват даже ещё раньше, чем начал демонстрировать безразличие. Он взял в жёны женщину, внутренним миром которой совершенно не интересовался. Этот человека вызывал у меня раздражение и отторжение одним тем фактом, что он жил с Элспет, каждый день просыпался и засыпал с ней - и при этом не интересовался ещё стихами. КАК это возможно??? У меня создалось впечатление, что внутренне супруги были далеки изначально, несмотря на общее хулиганское детство. Такое чувство, что ''муж не мешает писать и печататься - и славно, и этого довольно!'' Для патриархального общества это и правда было само по себе уже неплохо - но разве ''неплохо'' может удовлетворить душу поэта??
Йэна стало жалко в тот момент, когда я поняла, что в его душе тоже есть поэзия, хоть и другая. Не стихи, а мрачноватая поэзия северного моря. Он просто влюбился и вцепился не в ту женщину. И зря счел, что отсутствие общего мира не помешает браку и ничего не разрушит.
Я тоже очень рада, что прочла эту книгу. Она чудесная. Трепещущий кусочек чужих живых судеб...
А может, Элспет вообразила себе, что любит Йэна. Они ведь с детства вместе, идеально по разным параметрам подходили друг друга... Она, пожалуй, просто не знала, что любовь - это другое. Замкнутый мир их островка не дал ей возможности узнать. Вот она и сделала, как "надо", как "принято", как ждали от нее другие. Печально, на самом деле...
взял в жёны женщину, внутренним миром которой совершенно не интересовался
Знаешь, я никогда этого не понимала. Как можно любить человека, быть вместе с человеком, чей внутренний мир тебе глубоко чужд. Ты его не знаешь, не понимаешь, но тешишь себя надеждой, что любви это не помеха... Да, может, и влюбляются порой в не своих людей, но, когда различия четко обозначились, любовь уходит. Да и не становится настоящей, крепкой, глубокой. Если люди не совпадают душами... о какой связи речь? Йэн видел, что они разные, Элспет тоже видела. Их брак был ужасной ошибкой.
Да, именно. Чужие судьбы, живые люди, такие живые, точно кажется - они где-то там есть. Не только на страницах книги. Может, автор их знала и просто оформила в словах их историю.
Сольвейг..., пожалуйста! Будет здорово, если прочтешь