carpe diem
"Мнения и истина. Статьи об искусстве и литературе", В. Бэттлер, А. Бэттлер
Постмодернизм поставил своей целью убить смысл в искусстве, и это ему удалось. На смену "старомодным ценностям", которые вывели человека из звериных шкур, пришла игра схем и символов, предоставляя зрителю возможность увидеть то, что он сам захочет увидеть в беспредметном ремесле.
Дисгармония, бессмысленность, абсурд и беспредметное мышление (как такое в принципе возможно?) - все вместе оформились в бунт против логики, направленный на уничтожение философии причинно-следственных связей и замену философией неуловимого художественного мироустройства. Бунт, который покусился и преуспел в победе над осмысленностью: в музыке - отказ от мелодий и гармоний, в живописи - полный отрыв от реальности, в литературе - разрушение слова и художественной речи, в театре - торжество абсурдной условности и т.д.
И понимаем мы любое творение только благодаря мышлению, не так ли? И эстетическое чувство появляется от распознанного духовного содержания, заложенного в нем. При любых формах и многообразии творений основные константы сути и смысла искусства остаются незыблемыми.
... оценка произведений искусства скатывается к обывательскому "нравится - не нравится". Без определения принципов и критериев искусства, разговор о нем не имеет смысла. Прекрасное (в философском толковании) заменяется вкусом. Вкус - дело поверхностное и, как правило, имеет отношение только к форме. Так называемая "культура вкуса" основывается только на частных суждениях, имеет дело с обывательской потребностью.
... он (!) ВПЕРВЫЕ сделал это! Сенсация! Новаторство! Он еще прибил галошу гвоздем прямо в её сердце. Смысл потрясающий! Концепция свежайшая! Это слово - ВПЕРВЫЕ - пропуск в высокое искусство.
Повесил на рамку простыню, и ты художник, прибил к раме башмак, и ты художник, нарисовал квадрат (не важно, красный или черный), и ты художник. Такой взгляд - полное издевательство над человеческим родом. Он губителен хотя бы уже потому, что порождает массовый паразитизм, поскольку пропагандирует возможность достижения благосостояния, славы, ничего не делая.
Самое страшное, что публику приучают к тому, что безобразное есть норма. Вернее, даже не просто норма, а чуть ли не прорыв в понимании мира.
Итак, нужно ли отображать уродливое и безобразное? Конечно, можно и нужно, поскольку уродливое и безобразное встречается на каждом шагу. Но при этом художник обязан выразить свое отношение к нему. Он может возвеличить уродство (так же как и Зло), тогда он преступник. А может через образ уродства показать, что будущее не за ним или если за ним, тогда у человечества нет будущего.
Но отражать жизнь - это еще не искусство. Отражать может и примитивная фотография. Отражения - это полдела, начало. Задача искусства не просто отражать, а воздействовать в правильном направлении. Не воздействовать разрушая, а воздействовать созидая, воздействовать в направлении, куда должна вести красота и истина.
Красота - это категория эстетики, отражающая истину, выраженную художественными средствами.
Содержание без формы - это плакат, пропаганда. Форма без содержания - абстракция, оторванная от бытия.
Художник не просто творец, он борец. Задача подлинного создателя не отражать себя, а влиять, воздействовать на окружающий мир. Подспудно большой художник думает об этом всегда.
Чем бессмысленнее, чем более искорежена жизнь, отраженная в современном искусстве, тем сильнее, пронзительнее должно быть противодействие красоты, гармонии, мысли этому злу.
Постмодернизм поставил своей целью убить смысл в искусстве, и это ему удалось. На смену "старомодным ценностям", которые вывели человека из звериных шкур, пришла игра схем и символов, предоставляя зрителю возможность увидеть то, что он сам захочет увидеть в беспредметном ремесле.
Дисгармония, бессмысленность, абсурд и беспредметное мышление (как такое в принципе возможно?) - все вместе оформились в бунт против логики, направленный на уничтожение философии причинно-следственных связей и замену философией неуловимого художественного мироустройства. Бунт, который покусился и преуспел в победе над осмысленностью: в музыке - отказ от мелодий и гармоний, в живописи - полный отрыв от реальности, в литературе - разрушение слова и художественной речи, в театре - торжество абсурдной условности и т.д.
И понимаем мы любое творение только благодаря мышлению, не так ли? И эстетическое чувство появляется от распознанного духовного содержания, заложенного в нем. При любых формах и многообразии творений основные константы сути и смысла искусства остаются незыблемыми.
... оценка произведений искусства скатывается к обывательскому "нравится - не нравится". Без определения принципов и критериев искусства, разговор о нем не имеет смысла. Прекрасное (в философском толковании) заменяется вкусом. Вкус - дело поверхностное и, как правило, имеет отношение только к форме. Так называемая "культура вкуса" основывается только на частных суждениях, имеет дело с обывательской потребностью.
... он (!) ВПЕРВЫЕ сделал это! Сенсация! Новаторство! Он еще прибил галошу гвоздем прямо в её сердце. Смысл потрясающий! Концепция свежайшая! Это слово - ВПЕРВЫЕ - пропуск в высокое искусство.
Повесил на рамку простыню, и ты художник, прибил к раме башмак, и ты художник, нарисовал квадрат (не важно, красный или черный), и ты художник. Такой взгляд - полное издевательство над человеческим родом. Он губителен хотя бы уже потому, что порождает массовый паразитизм, поскольку пропагандирует возможность достижения благосостояния, славы, ничего не делая.
Самое страшное, что публику приучают к тому, что безобразное есть норма. Вернее, даже не просто норма, а чуть ли не прорыв в понимании мира.
Итак, нужно ли отображать уродливое и безобразное? Конечно, можно и нужно, поскольку уродливое и безобразное встречается на каждом шагу. Но при этом художник обязан выразить свое отношение к нему. Он может возвеличить уродство (так же как и Зло), тогда он преступник. А может через образ уродства показать, что будущее не за ним или если за ним, тогда у человечества нет будущего.
Но отражать жизнь - это еще не искусство. Отражать может и примитивная фотография. Отражения - это полдела, начало. Задача искусства не просто отражать, а воздействовать в правильном направлении. Не воздействовать разрушая, а воздействовать созидая, воздействовать в направлении, куда должна вести красота и истина.
Красота - это категория эстетики, отражающая истину, выраженную художественными средствами.
Содержание без формы - это плакат, пропаганда. Форма без содержания - абстракция, оторванная от бытия.
Художник не просто творец, он борец. Задача подлинного создателя не отражать себя, а влиять, воздействовать на окружающий мир. Подспудно большой художник думает об этом всегда.
Чем бессмысленнее, чем более искорежена жизнь, отраженная в современном искусстве, тем сильнее, пронзительнее должно быть противодействие красоты, гармонии, мысли этому злу.