carpe diem

Космос - не моё. И я могла упустить Эндера только из-за жанра "космическая фантастика". Как хорошо, что есть у меня человек, твердящий без конца: "Читай, читай, читай". Купила, прочитала... не жалею. Совсем. Ведь история эта - не о космосе, а о мальчике, который никогда себе не принадлежал. А космос - фон, просто Эндера бросают в бой против инопланетных захватчиков. Огромная, абсолютная не-свобода... об этом и книга. Как в условиях более чем страшных мальчик Эндер сохраняет себя и человечное в себе. Он же мог стать кем угодно. Эгоистичным. Наглым. Честолюбивым до мозга костей. Жестоким. Безумным. Он мог сойти с ума или обратиться в нового Питера. И даже нельзя было бы винить его за это. Коварные взрослые сделали все, чтобы Эндер сломался, а он взял и всем на зло сохранил в себе себя. Эндера. Хорошего, доброго, чуждого насилию мальчика. И они это знают. Знают - Эндер не Питер, он будет играть, но до тех пор, пока игра остается игрой. Убивать он не станет. Ни ради удовольствия, ни ради благой цели. И только если спрятать убийство за игрой, Эндер пойдет на это.
Никогда он не был свободным. Никогда не принадлежал себе. Он и на свет появился по чужой воле, он с рождения - собственность этих нехороших людей. И можно долго говорить о моральности такого обращения с ребенком - у них же не было выбора... и правда не было, но факт - они используют Эндера, они ломают Эндера, они у Эндера отнимают всё. А ведь он - ребенок, несмотря на всю свою гениальность, на отсутствие детства как такового. Ребенок. Шесть, семь, восемь лет... и ему, как всем детям, нужна забота, ласка, дружба, любовь. Ребенок имеет полное право быть слабым, а Эндеру - нельзя. В начале каждой главы взрослые решают его судьбу - а как сделать еще хуже, а как довести мальчика до отчаяния, а в какие еще более невыносимые условия сотворить... В свои шесть-семь-восемь лет Эндер не живет, а выживает. Все эти игры - испытание на прочность. И никакой свободной воли. Любую пакость, которую решат подбросить командиры, он должен принимать и как-то расхлебывать, на ходу изобретать новые способы, думать, думать, реагировать быстро и всегда находиться в состоянии напряжения всех сил, психических и физических. Боги, я восхищаюсь этим мальчиком. Он же не сломался. Он не просто выжил - он сохранил себя во всех самых невыносимых условиях. Эндер, ты боишься стать убийцей, как Питер, но ты - не убийца, ты - не твой брат, и ты никогда уже себя не потеряешь. После всего, что пережил здесь, - никогда.
Они все давно не дети. Ни ученики Боевой школы, ни тем более гениальная семейка Виггинов. Валентина и Питер в свои десять-двенадцать лет захватили умы народных масс - каково? И кучка детишек управляет космическим флотом Земли. Вопрос к автору, конечно, есть - почему не объясняет такую резкую "взрослость" почти всех своих детей? Да, я могу додумать сама, могу объяснить и оправдать, и это не испортит моё восприятие книги, а все же, автор, это ваша задача, а не моя. Не хватает объяснения. Почему Эндер, Валентина и Питер, пусть гениальные, выросли такими... взрослыми? Они слишком хорошо разбираются в социальной, экономической и политической жизни своей родины даже для гениев. Чтобы понимать разные термины и тонкости таких вещей, надо ведь не только гением родиться, а еще и углубленно изучать предмет, неужто их в школе этому учили? И саму жизнь они знают чересчур хорошо, хотя в ученых и политических сферах не крутились. Вопросы есть, ну да ладно, это дело второе, раз так может быть - значит, может, и книга хуже не становится.
Алай и Боб - лучшее, что есть у Эндера в этой страшной школе. Такие же, как он, не дети, а юные воины, жесткие, твердые, а все-таки - умеют дружить и любить, умеют доверять. Без таких людей, наверное, Эндер не выжил бы, не сохранил себя, не остался собой. И прежде всего, конечно, Валентина. Его первый и главный родной человек. Тот, кто полюбил его раньше всех - и любит сейчас вопреки всему. Как здорово, что в конце Эндер остался с ней... она не даст ему упасть. Она и сама по себе очень интересная, а все они, Виггины, как триада разных, но во многом одинаковых характеров, - тоже. Валентина, Питер, Эндер... гениальные дети-не дети, которые борются не только с миром, но и с собой.
Дети играют в игры. Казалось бы, ничего больше не происходит - они играют, готовятся к войне, но и мы, и они не заметили, как война уже случилась, враг уже мертв. Враг мертв... а как жить дальше Эндеру с такой ношей? Для любого другого здесь бы все и кончилось. Но Эндер - это Эндер, и он, уничтоживший расу жукеров, сам же и будет её воскрешать. Наконец он делает то, что хочет делать. Наконец никто не играет им - пусть и в благих целях. Эндер и ребенком совершил невозможное - что будет теперь, когда он стал и старше, и мудрее? Я давно с таким увлечением не читала книги. Хоть весь цикл охватывай за один раз. Эндер такой персонаж, за которого всей душой переживаешь... и хочется знать, что будет с ним, как он проживет свою жизнь с таким талантом и таким характером? Поразительное сочетание ума, склонного к анализу и просчету, - и доброй души, отвращения к насилию. И больше всего поражает - у Эндера была тысяча шансов испортиться, свернуть не туда, стать не тем, а он с детства личность, он раз обрел себя и держит в себе это главное, хорошее, доброе. Главный страх - потерять, стать Питером. Но теперь он уже не станет. Я верю в это.
Главная проблема Карда - он спешит. Просто летит быстрее ветра, стараясь все-все-все уложить в одну книгу. Игры, жукеры, гениальные дети - столько хороших задумок, а прелесть свою они теряют слегка, ведь этого всего много, слишком много для одной истории. Начало книги - дети, грядущая угроза вторжения инопланетян, конец - всех победили и на другую планету махнули. Торопится Кард, как будто боится не успеть и забыть свои прекрасные идеи. Не хватает описаний. Авторы часто не жалеют бумаги, пишут все подряд, а он, наоборот, нещадно экономит, и вместо глубокого проникновения - а оно должно быть здесь, сюжет и герои стоят того - мы читаем скупые и сухие списки фактов. Пошел, нашел, сделал... Язык - легкий, простой, но не в лучшем смысле простоты, а упрощенный по самое не могу. Автор не узнается в нем - так скучно пишут все авторы подобных книг. Подробностей не хватает, яркости не хватает, а еще не хватает причин и мотиваций, но в целом - здорово! Очень здорово. Я и не ждала, что эта книга так увлечет и затянет в свой мир. И я совсем не могу представить, что будет дальше. Читаем!
Мне очень не хватило подробного объяснения их игры в политиков. И развития того, что они писали.
Спешка Карда показалась уместной. Как будто тебя швыряют вместе с Эндером от одного дела к другому.
Что будешь читать следующим из цикла?
Советуют "Тень Эндера" именно после этой книги прочесть, хотя я уже хочу "Эндера в изгнании" - узнать, что же там дальше.
он с рождения - собственность этих нехороших людей. кстати, не совсем. Он мог отказаться и не лететь в Школу. Но наверняка взрослые заранее просчитали все его ответы и всё равно бы уловками его туда увлекли. А если надо - угрозами. Кто его знает. Это печально.
После всего, что пережил здесь, - никогда. он всегда будет винить себя, всегда за все свои поступки отвечает сам, и "во всех сложных и опасных ситуациях он ставит свою, и только свою, жизнь" (с)
Не хватает объяснения. Почему Эндер, Валентина и Питер, пусть гениальные, выросли такими... взрослыми? Он этого не объяснит нигде и никогда, мне кажется, он просто придумал их такими, списав всё на высокие айкью. Но ладно айкью, а как же характер, ведь они же выросли в самой обычной семье, родители - простые люди, рабочие, не тираны, почему они все такие? Ответов нет. И "Тень Эндера" преподнесла мне ещё больше необъясненной гениальности, результатом стало моё снижение оценки этой книге (хотя лучшие черты от "Игры" там и сохранены, так что читай без опаски).
Эндер и ребенком совершил невозможное - что будет теперь, когда он стал и старше, и мудрее? вот тут и главная ловушка, после этой книги все считают, что продолжения и сам Эндер будут лучше, но нет. Тебе будет очень не хватать впечатлений от первой части и самого этого мальчика Эндера. Хотя надо отдать честь идеям и глубине у продолжений - их там хватает сполна. И ради уважения к первой книги стоит попробовать прочитать остальные))
ведь этого всего много, слишком много для одной истории. наши мысли, как всегда, сходятся, но, как обычно, лишь я высказываю их по-дурацки xDD Прочитав продолжение, я тоже осознал, что автор в первой книге мог бы написать более развернуто, в своем (очень неумелом на теперешний день) посте я упомянул, что некоторые моменты он пишет слишком подробно, а про некоторые - очень мало. И это видно, ибо стиль легкий, летящий. Я задумался, что автору стоило написать лучше трилогию о Боевой Школе, приближать этих детей к опасности жукеров постепенно, подумай, скольких ребят можно было раскрыть, их истории, мечты. Но такую привилегию в отдельном романе заслужил лишь Боб, оставив первую часть такой, какая она есть. Автор, вместо моей гениальной идеи, пошел во все тяжкие
Это был аргумент не против самого Эндера, а против конкретно этого издания книги
уловками его туда увлекли. А если надо - угрозами
Проблема в том, что Эндер сам себя считает обязанным лететь в Школу. Он же знает, зачем родители согласились завести его, и ни раз об этом размышляет. И это гораздо хуже, чем если бы его просто силой заставляли. Он не может перед самим собой поступить иначе. Он ведь даже не рассматривал всерьез вариант отказаться от Школы.
он всегда будет винить себя, всегда за все свои поступки отвечает сам
Ответственность и самостоятельность. Прекрасные качества. Все бы ими обладали.
необъясненной гениальности
Эх, вот если бы Кард объяснил, создал хоть какие-то причины детям быть гениальными! Как сильно выиграли бы его герои от этого.
ради уважения к первой книги стоит попробовать прочитать остальные
Только ради уважения к первой книге? Хочешь сказать, дальше будет хуже? Но если идеи и глубина в продолжениях есть - в чем тогда проблема? Не хочу читать книги "ради уважения к первой".
подумай, скольких ребят можно было раскрыть, их истории, мечты.
Автору виднее, как писать. Конечно, ему стоило уделить больше внимания первым шагам Эндера, но не давать каждому из ребят свою книгу, вот уж это точно не нужно. Да и не все они так интересны, как Боб. Он же с Эндером крепче всех связан, да еще самый мелкий в Школе. Я понимаю, почему Кард выбрал его.
Будто останься он на Земле в качестве третьего ребенка родители бы перестали его любить(( Ушел, будто был проблемой. Он же такой умный, он мог бы стать кем угодно на Земле. И превзошел бы и родителей и многих других точно, заставил бы признать себя.
Но если идеи и глубина в продолжениях есть - в чем тогда проблема? У тебя проблем не будет, не переживай, просто, как по мне, сюжет слабеет с каждым разом.
А я говорил не про книги для каждого ребенка, их истории вполне могли уложиться в сюжете про Эндера)
Он же такой умный, он мог бы стать кем угодно на Земле.
Но эта миссия, на его взгляд, была важнее. Он должен был спасать мир. И он ребенок. Куда ему в такой ситуации знать, как лучше, и рушить возложенные на него надежды множества людей.
И он ребенок. Честно говоря я не знаю, был ли Эндер вообще ребенком. С самого детства с таким интеллектом - он редко наверняка знавал радости простых мальчишеских игр. И сделать выбор, разобраться со свалившимся грузом "ехать или не ехать" он мог ещё у себя дома. Он выбрал сознательно. К тому же он не был единственным кандидатом, это тоже могло сыграть роль, "почему я, а не кто-то", про Эндера бы никто ничего не сказал, его бы оставили, а уж после победы над жукерами и вовсе забыли о его существовании. Он бы уже давно был вне программы. Как Питер. Питера Ахилл не похищал во время гражданской войны, Питер сам решил выйти на сцену.
А как без науки? Тем более в космической фантастике. Ты её не любишь, кажется, потому, что не понимаешь. А нужно иметь всего-то желание узнавать новое и терпение, вчитываться, вдумываться... когда мир обоснован с научной точки зрения - это прекрасно.
не поверю, что ты понимала прямо всё
Ренья, Кард пишет так просто, как только возможно) И если перечитать дважды (да, не с первого раза) - все ясно и понятно. Ты как будто жалеешь времени на глубокое изучение мира, тем более такого, как у Карда, а ведь это не вина автора, это твоя вина. Раз уж взялся читать такие книги - надо читать как следует. И кард не "безжалостно сменил" детскую книжку на что-то другое, он вырос вместе с Эндером.
не знаю, был ли Эндер вообще ребенком
Интеллект - одно, социальный опыт и организм - другое. Да, в каких-то смыслах он ребенок. Взрослый разум в детском теле. И поэтому его ситуация еще страшнее.
Он выбрал сознательно.
Не согласна. Кард много раз говорит о том, что у Эндера просто не было выбора. Мальчик его возраста просто не имеет такого социального и жизненного опыта, опыта рефлексии и саморазвития, чтобы сознательно принимать такие решения. Какой тут выбор, если с детства он знал, что родился для спасения мира? Когда пришел час идти спасать мир, он сделал то, что от него ждали, то, что он считал себя обязанным делать. Выбор - это не интеллект, это душа, а внутренне Эндер не мог бы развиться полностью ну никак в свои шесть-семь-восемь лет.