carpe diem
Я в ответе за Землю.
Это страшный мир. Очень страшный. И совсем не потому, что здесь всё плохо — в антиутопиях вообще всегда и всё плохо, сгущают краски, создают героям безвыходную со всех сторон ситуацию. Только вот в привычных мне современных антиутопиях, на которые Рик Янси должен быть похож, ко второй части уже происходят побеги, революции, подпольные движения... хоть что-нибудь, хоть какая-то лазейка. Подростки её находят и разрывают порочный круг. Безвыходная ситуация начинает обретать выход. Не так важно, в сущности, удачный или нет, разумный или нет, просто возможный или нет — они всегда его находят, всегда выбираются, сцепив зубы, из своей безвыходной ситуации, и ты знаешь ко второй части наверняка — да, они найдут, да, они выберутся. На то ведь и главные герои. На то ведь и подростки, в конце концов, - мы знаем, что в современных антиутопиях подросткам всегда под силу спасти себя, друзей, любимых и весь мир заодно.
У Рика Янси ничего подобного нет — и, кажется, вообще не будет. Страшный мир. Безнадежный мир. И с каждой частью — всё безнадежней, всё хуже, я просто не вижу выхода для этих бедных ребят, да что там — хотя бы мифической возможности такого выхода. Казалось бы, вторая часть должна подвести героев хоть сколько-нибудь в сторону победы над жестокими захватчиками — и, наверное, возьмись за такой конец света автор-женщина, иные просто исчезли бы каким-то немыслимым образом, а взамен осталась бы любовь в цветочках и радугах. Хорошо, что эту историю пишет мужчина. Я без всяких предрассудков отношусь к пишущим людям. Правда. Я знаю, что женщина наравне с мужчиной может написать хорошую, интересную, глубокую вещь, хоть бы и антиутопию - Сьюзен Коллинз тому очень яркий пример. Но, простите, что-то страшное происходит у нас с антиутопиями женского авторства. Они почти все, как на подбор, нелогичные, путаные, странные, а в конце просто торжествует любовь и враги уходят в закат, пожелав героям счастья и благополучия.
Так что, простите еще раз, но все же хорошо, что эту историю пишет мужчина. Во всяком случае, здесь акценты расставлены ясно и четко, каждая фигурка на шахматной доске занимает свою конкретную позицию, они движутся по правилам игры (не о предсказуемости, конечно, речь), а не поперек всех правил, логики, разума и здравого смысла. Ты не бьешься в отчаянном порыве связать творящийся вокруг тебя и героев хаос с логикой. Ведь автор нас путает не потому, что сам не понимает ни бельмеса в мире, который сотворил и хочет даже как-то привести к логичному финалу, а потому, наоборот, что во всем разбирается безупречно. Это герои, заблудшие, одинокие, беспомощные в гибнущем мире дети и подростки, изо всех сил стараются понять, что происходит. И понять не могут. Изощренная логика пришельцев пока еще не доступна им. И мы тоже ничего, вообще ничего не понимаем вместе с ними.
Автор, как и положено автору, все знает — и бросает тут и там слабые намеки, неясные фразы, из которых герои, да и читатель заодно, сами должны собрать одну общую картинку. Сами должны найти ответ. Рик Янси не дает ответов готовых и тщательно изложенных, как порой бывает, не ударяется и в другую крайность — не обрушивает на наши бедные головы поток несвязной информации, пытаясь это выдать за какой-то якобы реалистичный и функционирующий мир. Его мир, слава богу, не спорит с законами логики. В него веришь безоговорочно. Его можно представить, нарисовать перед собой, в нем можно жить наравне с героями — не то чтобы хочется, но можно, да и тебя все равно туда втягивает против воли. И за один только мир, такой настоящий и объемный, можно со спокойной душой покупать эти книги в бумажных обложка и не бояться потратить на них время.
Страшный, страшный, страшный мир. Безнадежный. Со всех сторон. Как ни погляди, а шансов на спасение, что уж там говорить о победе над пришельцами (?), у людей просто нет. Не существует таких шансов. Нельзя их вылепить из жуткого, совершенно безнадежного расклада на шахматной доске. Захватчиков с другой планеты (что теперь, между прочим, вызывает вопросы) — много. Людей — мало. Может, хотя бы призрачная возможность что-то сделать против инородной сущности у людей была, но ведь их почти не осталось на Земле, их мало, слишком, слишком мало, чтобы оказать какое-то сопротивление. И речи быть не может о революциях, восстаниях, подпольных движениях, что так любят возводить в каждом антиутопическом мире. Некому поднимать восстание. Жалкая горстка выживших, дети, подростки, и они на первых порах совсем не думают про этот несчастный мир, они заняты тем, чтобы спасти свою жизнь, а вдобавок — жизнь своих близких. Бесконечная борьба за простое выживание. И, конечно, не могут они не понимать, что такая борьба обречена на неминуемый крах. Не сейчас, может быть... день, неделю, месяц спустя, но пришельцы до них доберутся, и это будет конец. Ведь на Земле просто нет больше людей, которые подняли бы упавший из рук погибшего воина флаг свободы и взяли бы на себя его неоконченное дело. Некому спасать мир. Мир безнадежно и бесповоротно обречен. Часы с заводом на исходе...
Но нет же. Нет. Они не думают сдаваться. Они не думают рухнуть под напором всех этих чудовищных волн — цунами, эпидемия... а теперь, вместо того, чтобы посягать на жизнь людей, захватчики с другой планеты хотят уничтожить в людях всякую человечность. Играют на лучших чувствах — сострадание, доверие, желание уберечь ближнего своего... С невероятной жестокостью, с изощренным и выверенным до мелочи расчетом они берут наши лучшие чувства и творят из них ложь, боль, смерть... Теперь люди не могут доверять другим людям. Не могут доверять себе. Поэтому мир безнадежный. В самом прямом смысле этого слова. Здесь больше нет никакой надежды. Не во что верить этой жалкой горстке выживших, не на что опереться в своей отчаянной борьбе, просто нет ничего в мире, вообще ничего, это мир пустой, самое лучшее в нем убили, извратили, наизнанку вывернули... Людям остается лечь и умереть.
Но ведь они не ложатся и не умирают! Они, безумцы, с невероятным упрямством отказываются действовать в рамках ожидаемых схем. На что же, казалось бы, они рассчитывают, чего они ждут, в чем находят свой путеводный смысл? Как это среди хаоса и кошмара конца света, среди неясной и безнадежно превосходящей человечество угрозы люди умудряются говорить: «Я в ответе за Землю»? Как они просто умудряются жить — и совершать так по-человечески неразумные поступки ради друг друга, дружить и любить, как у них хватает сил на смех и юмор? Этот упрямый, невозможный Эван в который раз находит Кэсси — хотя и бросить мог бы эту дурную девчонку, и умереть уже, в конце концов. Эта упрямая, невозможная Кэсси в который раз спасает своего братишку. А теперь еще и упрямая, невозможная Рингер жертвует всем ради маленькой девочки. В безнадежных, безумных, до самой высшей точки отчаяния доведенных (с жестокой руки пришельцев) обстоятельствах у людей просыпаются вдруг такие невероятные качества, как упрямство — твердое, любовь — глубокая и вечная, храбрость — лихая, на грани самоубийства, жертвенность — огромная и тоже вечная. Захватчики с другой планеты предпринимают очень страшные и очень жестокие попытки вынудить людей не быть людьми. А люди остаются. С упрямством, храбростью, жертвенностью. И самый лучший, самый яркий эпизод здесь — как Зомби-Бен хочет и не может убить ребенка. Вроде бы поступок насквозь неразумный и глупый — ведь из-за какой-то незнакомой девчонки все могут взлететь на воздух, и он это понимает, но ведь не может, не может убить. Так что не будет вам так просто убить в людях людей. Они за это и цепляются в созданной вами безвыходной ситуации. За свою человечность. За настоящее и человечное в себе. Я в ответе за Землю... вот так.
А ведь Рик Янси, опять же, наперекор всем традициям этих современных антиутопий, своих героев не идеализирует. Не делает как положено — раз подросток, значит, без вопросов сильный, ловкий, храбрый, бессмертный, самый лучший. Нет, слава богу, у него подростки — всего лишь подростки, простые ребята в умирающем мире, и они тоже трусят, плачут, боятся, как и бывает у живых людей. Они не супер-подростки с бесконечным запасом не пойми откуда взявшихся талантов и сил. Они умирают. Они проигрывают. Они почти совсем ничто перед этой бесконечной вражеской ордой. Ключевое слово — почти... Они черпают силы в себе. Они сами себя делают храбрыми и сильными. И это всегда непростой, болезненный процесс, и не всегда он приводит к успеху, а если приводит — то явно не сразу. Эти ребята — живые. Они живут, развиваются, меняются, и наконец-то, боже мой, в их душевную силу веришь, в их крепкие и действительно настоящие чувства веришь. Никакого неприятия не вызывает любовная линия с Кэсси и Эваном. Это не цветочки в радугах, это не пустые слова и громкие обещания, за которыми не стоит абсолютно ничего, кроме свойственного подросткам пафоса и сгущения красок. Я верю в любовь этих ребят. В ЛЮБОВЬ большими буквами, а не глупую помесь сердечек и поняшек, которая цветет бурным цветом в Делириумах, Дивергентах и тому подобных вещах.
Не очень понимаю, почему всех так заботит отсутствие в этой части активного действия. Действие, положим, есть, хотя, конечно, не в таких количествах, как в «Пятой волне». Мне вот кажется эта книга даже лучше первой — ведь она глубже, она идет в глубину, она показывает нам конец света не снаружи, а внутри. Что чувствуют брошенные на произвол судьбы подростки по этому поводу. Что они думают насчет инопланетных захватчиков. Не описание разрушений и смертей, а именно внутренний диалог Рингер, её попытки понять, что же, черт возьми, происходит, погружают нас в безысходный ужас этого Апокалипсиса. Автор все знает — но искусно не дает все знать читателям, и мы вместе с героями должны метаться от одной версии к другой и безнадежно ломать голову над странной, безумной, жестокой логикой пришельцев. Зачем они так издеваются над людьми, если можно смести их с планеты одним махом? Зачем нужны волны, зачем нужны глушители, зачем нужна эта медленная, изощренная чистка Земли от людей? Чего они хотят добиться? Зачем убивать в людях человечность, если по плану людей вообще не должно быть здесь? Ты успеваешь построить десятки разных версий и отклонить их все одну за другой, и ровно в тот момент, когда тебе кажется, что ты наконец разобрался в коварных замыслах пришельцев, тебя шарахает камнем по голове — а этих пришельцев, быть может, и вовсе нет?..
Теперь это главный вопрос. Что с пришельцами? «Их здесь мы. Только мы. Всегда были только мы». Даже эту фразу можно понять в разных смыслах. Иных в принципе нет? Или они прячутся где-то за сценой, наблюдая за тем, как усовершенствованные супер-люди выполняют за них грязную работу? Это будет самый неожиданный поворот событий из всех неожиданных, если вдруг окажется, что конец света затеяли сами люди. Они ведь могут. Еще как могут. Но с целями пришельцев все понятно, а зачем уничтожать человечество, да еще так изощренно, людям... возникает еще тысяча вопросов вдобавок к тем, что у нас есть с первой части.
И я не знаю, как теперь ждать третью книгу. Мне хочется её прямо здесь и сейчас. Антиутопия Рика Янси, может, не идеальная, один большой минус всех женских историй этого жанра и тут есть, а именно повествование от первого лица и в настоящем времени. Это правда сбивает. Все эпизоды, написанные в третьем лице, кажутся куда более живыми и яркими. Но ведь минус совсем крохотный, а в целом — я в первый раз такую хорошую антиутопию (из современных, конечно) вижу. Она крепкая, тщательно проработанная, в ней, кроме радуг и поняшек, есть смысл. И как теперь ждать третью книгу? Ведь в ней же будет... нечто невероятное.
Посетите также мою страничку
transcribe.frick.org/wiki/4_Simple_Methods_You_... открыть счет в иностранном банке удаленно физическому лицу
33490-+