carpe diem
"Королевская битва" - книга, с которой чаще всего сравнивают "Голодные игры". Мол, Сьюзен Коллинз взяла сюжет дословно с Косюна Таками.
Конечно, я не могла не прочесть.
И теперь не знаю, как найти слова, чтобы выразить своё впечатление. Эта книга удивила меня. Перевернула. И глубоко, глубоко засела внутри.
"Игры" и "Битва" похожи, разумеется. Но только, на мой взгляд, общим ходом - играми на выживание. Идеи - разные совсем.
"Голодные игры" меня ужаснули и возмутили - я додумала весь кошмар таких состязаний. А на самом деле "Игры" - лёгкие. Если смотреть их рядом с "Королевской битвой".
"Битва" жёстче. Сильней. Масштабней. Глубже. И гораздо, гораздо более жестока.
У Сьюзен Коллинз самим играм уделено мало внимания. Они - поверхностно чуть, и лёгкие, всё же лёгкие. Главная тема - Капитолий. Бунт против безумного режима. А от Игр мне было страшно - но большей частью потому, что я сама увидела и додумала.
В "Битве" режим тоже есть. Но он - за кадром, далеко, и под конец ни на шаг не сдвинулся с места. А сюжет сконцентрирован на Программе.
Сорок два ученика. Одноклассники. Люди, которые дружили, любили, - ну, хоть просто учились вместе, знают друг друга. Сразу - в десятки раз хуже, чем трибутам на Голодных играх. Там они знакомы лично лишь с одним из двадцати трёх соперников.
Сорок два ученика. И взгляд на них - не ограничен, как у Сьюзен Коллинз глазами только Китнисс. Конечно, есть главные герои - Сюя, Норико и Сёго. Но каждый ученик класса обрисован - характер, мысли, отношение к ситуации, история. И смерть. Каждая смерть. В подробностях, остро - кровь стынет внутри.
Да, у Сьюзен Коллинз трибуты тоже убивают друг друга. Но убить незнакомца - одно, одноклассника - другое.
"Битва" масштабней. Здесь резкая, подробная картина того, как люди ведут себя в замкнутом пространстве и безумных условиях. На что они готовы, чтоб выжить. Кто станет участвовать в игре, а кто откажется от преступления. Кто убьёт друзей, а кто прыгнет со скалы с любимым человеком. Кто себя спасать будет, а кто - близких людей.
Я боялась себя представить на месте этих ребят. И все они, огромное число самых разных образов, глубоко отпечаталось во мне.
Юмико и Юкико. Девочки, до конца искренне верившие в своих одноклассников. Они думали, что играть никто не станет - просто все боятся. и нужно их поддержать.
Кадзуо Кирияма. Мальчик, который просто от рождения лишён способности чувствовать. Он пуст. Он пробует, ищет отклик - но даже в смерти "друзей" не находит его.
Мицуко Сома. Девочка, душа которой сломана ещё в детстве. Убили Мицуко на арене, но морально она умерла давным-давно.
Ёсио. Безобидный, добрый увалень, тихий и скромный - почти первым вступивший в игру. Ещё в школе все издевались над ним, а в Программе загнанный страх достиг вершины.
Сакура и Кадзухико. Девочка и мальчик, которые любили друг друга и спрыгнули со скалы. Потому что убить не сумели бы, и расстаться - тоже.
Симидзу. Мальчик, который всё делал, чтоб вытащить себя и одноклассников из Программы. У него почти получилось. Он почти смог.
Хироки. Мальчик, который знал, что может погибнуть - но с самого начала игры искал Каёко. Его цель, единственный главный смысл - не выжить, а повидаться с девочкой, которую любит.
Сюя. Главный герой, ради друга заботящийся о Норико. Только сберечь её, спасти её... Сюя не хочет убивать. Мучается, когда вынужден убить.
Сёго. Взрослый, умный, замкнутый в себе Сёго. Повторно - участник Программы. Повторно - этот кошмар. Я боялась, честно говоря, что он в конце убьёт Сюю и Норико; я поверила, что там, на утёсе - он правда убил их.
Но Сёго не предатель. Сёго не трус. И он хочет, сильней всего на свете, сломать режим Диктатора. Больно... до тошноты больно и горько, что Сёго погиб. Он немного, совсем чуть-чуть не дожил. А мог быть счастлив...
И все ребята. Разные, подробно описанные и парой слов. У каждого - свой характер, своя история. У каждого на арене разыгрывается личная, страшная на фоне всего драма.
Дикие условия. Дикая, немыслимая ситуация. Как с "Голодными играми", я не могла представить, что бы сделала на месте ребят. Как повела себя бы. Играть-не играть, верить-не верить...
Тут доверие, по сути, вообще невозможно. Не разберёшь, кто друг, кто враг. Не поймёшь, откуда ждать удара в спину. Недоверие, подозрение, страх... Команда Юкиэ. Девочки подруги, вместе с начала игры, они верят друг другу. Но одна искра, один маленький намёк на предательство - и конец.
Чудо, что среди этого кошмара есть люди, которые верят в других. Юмико и Юкико. Сюя, Норико и Сёго. Симидзу. Хироки. Есть те, кто не хочет, не способен участвовать в игре.
Но, опять же, ведь так понятны Мицуко, Сё, Тосинори, другие... Они хотят выжить. Они боятся умереть - хотят выжить. И всё остальное в замкнутости арены отходит на задний план.
Это страшно. Страшно видеть, как арена меняет ребят, как они открываются с другой стороны, иначе, чем в школе. Как все страхи, мысли, комплексы и черты характера выходят наружу. Как ДЕТИ убивают друг друга с недетской жестокостью.
Программа. Голодные игры. Обе - на выживание, но, если сравнить... Программа ужасней. Трудней. Хотя бы потому, что она нечестная.
В Голодных играх трибуты относительно равны. Каждый имеет шанс добыть себе оружие, еду, воду.
В Программе всё выдают сразу, верно. Но оружие, оружие у всех разное - меня шокировало, что кому-то вместо него подсунули вилку.
И есть огнестрельное оружие. Не копья, стрелы и ножи, как в Голодных играх. Пистолеты и автоматы - одной пулей легко, быстро можно прикончить.
А самым страшным правилом Программы для меня были 24 часа. Если никого не убьют за сутки - погибнут все. Чёрт, да детей же сразу, уже сначала толкают к убийству, вынуждают убивать! Нет шанса, что они не пойдут на преступление. Просто нет возможности не участвовать в игре.
А ещё, в отличие от Голодных игр, никаких привилегий победителю не положено. Он, как Сёго, запросто может угодить в Программу.
Говорят, что элемент шоу делает "Голодные игры" легче "Королевской битвы". А по-моему - наоборот. Только представить, что люди получают удовольствие от таких вещей, смотрят их по телевизору... В "Битве" этого нет. И слава богу.
Капитолий. Он казался мне кошмарным государством - хуже не придумаешь.
Придумаешь. Республика Дальневосточная Азия.
Диктатор - это страшный, отвратительный двойник президента Сноу. Режим в стране - чудовищный. Ссылки. Казни. Убийства за пару слов против правительства. И Программа.
Я долго не могла понять, зачем она нужна. С Голодными играми ясно. Но Программа... Потом стало ясно - посеять недоверие между людьми. Разобщить их. Запугать. Предупредить мятеж. Многие говорили, мол, не убедительно и из пальца - а на мой взгляд, вполне логичная причина.
А ещё логичней - почему Программа существует до сих пор. Просто люди не потивятся ей. Не делают попытки свергнуть. Страх. И, может быть. такое отношение - да, Программа есть, но где-то в телевизоре, далеко, не со мной. Проще забыть. Проще притвориться, что Программы и вовсе нет.
На самом деле, пока ты смотришь на книгу "Королевская битва" со стороны - всё хорошо. Ну, мир - вымышленный. Ну, игра - придуманная. Если абстрагироваться - не страшно, но... Тут как с "Голодными играми", только хуже во много раз.
Становится невыносимо, когда поймёшь - этот мир может существовать на самом деле. Режим. Диктатор. Программа. И, если Панем больше похож на сказку - сельское хозяйство, леса, луки, копья. - то в "Битве" настоящая, современная, реальная страна. Эффект реальности кошмарный. Он создан глубоким, серьёзным заходом в политику, детальной картиной режима, техническими устройствами, огнестрельным оружием... Сразу меряешь всё на себя. Думаешь, как ты бы поступил на месте ребят.
У Сьюзен Коллинз многое за кадром. Можно додумать. А тут... ничего не нужно додумывать. Всё чётко, подробно и до детали, убийственно ясно.
Правда, один момент мне показался странным. В Программе почти каждый год погибают сотни людей. Почему это никак не сказалось на численности населения?
Кошмарная атмосфера. И вроде юмор есть - а он мрачный, чёрный, почти насмешливый, ещё хуже делает всё.
Мне били по глазам эти надписи: "осталось ... учеников". И концовка... до ужаса, страшно открытая. Игры продолжаются. Сюя с Норико бегут. И неизвестно, что с ними станет, убегут ли, как и где будут жить дальше... "Но мы не остановимся, пока не победим".
Вообще, конечно, "Королевская битва" и "Голодные игры" похожи. По сюжету Сьюзен Коллинз явно многое взяла у Косюна Таками. Но я вовсе не разочарована в "Играх". Этот мир по-прежнему дорог мне. И всё же, несмотря ни на что, Панем и Республика Дальневосточная Азия - разные вещи. Разные, глубокие и особенные.
Конечно, я не могла не прочесть.
И теперь не знаю, как найти слова, чтобы выразить своё впечатление. Эта книга удивила меня. Перевернула. И глубоко, глубоко засела внутри.
"Игры" и "Битва" похожи, разумеется. Но только, на мой взгляд, общим ходом - играми на выживание. Идеи - разные совсем.
"Голодные игры" меня ужаснули и возмутили - я додумала весь кошмар таких состязаний. А на самом деле "Игры" - лёгкие. Если смотреть их рядом с "Королевской битвой".
"Битва" жёстче. Сильней. Масштабней. Глубже. И гораздо, гораздо более жестока.
У Сьюзен Коллинз самим играм уделено мало внимания. Они - поверхностно чуть, и лёгкие, всё же лёгкие. Главная тема - Капитолий. Бунт против безумного режима. А от Игр мне было страшно - но большей частью потому, что я сама увидела и додумала.
В "Битве" режим тоже есть. Но он - за кадром, далеко, и под конец ни на шаг не сдвинулся с места. А сюжет сконцентрирован на Программе.
Сорок два ученика. Одноклассники. Люди, которые дружили, любили, - ну, хоть просто учились вместе, знают друг друга. Сразу - в десятки раз хуже, чем трибутам на Голодных играх. Там они знакомы лично лишь с одним из двадцати трёх соперников.
Сорок два ученика. И взгляд на них - не ограничен, как у Сьюзен Коллинз глазами только Китнисс. Конечно, есть главные герои - Сюя, Норико и Сёго. Но каждый ученик класса обрисован - характер, мысли, отношение к ситуации, история. И смерть. Каждая смерть. В подробностях, остро - кровь стынет внутри.
Да, у Сьюзен Коллинз трибуты тоже убивают друг друга. Но убить незнакомца - одно, одноклассника - другое.
"Битва" масштабней. Здесь резкая, подробная картина того, как люди ведут себя в замкнутом пространстве и безумных условиях. На что они готовы, чтоб выжить. Кто станет участвовать в игре, а кто откажется от преступления. Кто убьёт друзей, а кто прыгнет со скалы с любимым человеком. Кто себя спасать будет, а кто - близких людей.
Я боялась себя представить на месте этих ребят. И все они, огромное число самых разных образов, глубоко отпечаталось во мне.
Юмико и Юкико. Девочки, до конца искренне верившие в своих одноклассников. Они думали, что играть никто не станет - просто все боятся. и нужно их поддержать.
Кадзуо Кирияма. Мальчик, который просто от рождения лишён способности чувствовать. Он пуст. Он пробует, ищет отклик - но даже в смерти "друзей" не находит его.
Мицуко Сома. Девочка, душа которой сломана ещё в детстве. Убили Мицуко на арене, но морально она умерла давным-давно.
Ёсио. Безобидный, добрый увалень, тихий и скромный - почти первым вступивший в игру. Ещё в школе все издевались над ним, а в Программе загнанный страх достиг вершины.
Сакура и Кадзухико. Девочка и мальчик, которые любили друг друга и спрыгнули со скалы. Потому что убить не сумели бы, и расстаться - тоже.
Симидзу. Мальчик, который всё делал, чтоб вытащить себя и одноклассников из Программы. У него почти получилось. Он почти смог.
Хироки. Мальчик, который знал, что может погибнуть - но с самого начала игры искал Каёко. Его цель, единственный главный смысл - не выжить, а повидаться с девочкой, которую любит.
Сюя. Главный герой, ради друга заботящийся о Норико. Только сберечь её, спасти её... Сюя не хочет убивать. Мучается, когда вынужден убить.
Сёго. Взрослый, умный, замкнутый в себе Сёго. Повторно - участник Программы. Повторно - этот кошмар. Я боялась, честно говоря, что он в конце убьёт Сюю и Норико; я поверила, что там, на утёсе - он правда убил их.
Но Сёго не предатель. Сёго не трус. И он хочет, сильней всего на свете, сломать режим Диктатора. Больно... до тошноты больно и горько, что Сёго погиб. Он немного, совсем чуть-чуть не дожил. А мог быть счастлив...
И все ребята. Разные, подробно описанные и парой слов. У каждого - свой характер, своя история. У каждого на арене разыгрывается личная, страшная на фоне всего драма.
Дикие условия. Дикая, немыслимая ситуация. Как с "Голодными играми", я не могла представить, что бы сделала на месте ребят. Как повела себя бы. Играть-не играть, верить-не верить...
Тут доверие, по сути, вообще невозможно. Не разберёшь, кто друг, кто враг. Не поймёшь, откуда ждать удара в спину. Недоверие, подозрение, страх... Команда Юкиэ. Девочки подруги, вместе с начала игры, они верят друг другу. Но одна искра, один маленький намёк на предательство - и конец.
Чудо, что среди этого кошмара есть люди, которые верят в других. Юмико и Юкико. Сюя, Норико и Сёго. Симидзу. Хироки. Есть те, кто не хочет, не способен участвовать в игре.
Но, опять же, ведь так понятны Мицуко, Сё, Тосинори, другие... Они хотят выжить. Они боятся умереть - хотят выжить. И всё остальное в замкнутости арены отходит на задний план.
Это страшно. Страшно видеть, как арена меняет ребят, как они открываются с другой стороны, иначе, чем в школе. Как все страхи, мысли, комплексы и черты характера выходят наружу. Как ДЕТИ убивают друг друга с недетской жестокостью.
Программа. Голодные игры. Обе - на выживание, но, если сравнить... Программа ужасней. Трудней. Хотя бы потому, что она нечестная.
В Голодных играх трибуты относительно равны. Каждый имеет шанс добыть себе оружие, еду, воду.
В Программе всё выдают сразу, верно. Но оружие, оружие у всех разное - меня шокировало, что кому-то вместо него подсунули вилку.
И есть огнестрельное оружие. Не копья, стрелы и ножи, как в Голодных играх. Пистолеты и автоматы - одной пулей легко, быстро можно прикончить.
А самым страшным правилом Программы для меня были 24 часа. Если никого не убьют за сутки - погибнут все. Чёрт, да детей же сразу, уже сначала толкают к убийству, вынуждают убивать! Нет шанса, что они не пойдут на преступление. Просто нет возможности не участвовать в игре.
А ещё, в отличие от Голодных игр, никаких привилегий победителю не положено. Он, как Сёго, запросто может угодить в Программу.
Говорят, что элемент шоу делает "Голодные игры" легче "Королевской битвы". А по-моему - наоборот. Только представить, что люди получают удовольствие от таких вещей, смотрят их по телевизору... В "Битве" этого нет. И слава богу.
Капитолий. Он казался мне кошмарным государством - хуже не придумаешь.
Придумаешь. Республика Дальневосточная Азия.
Диктатор - это страшный, отвратительный двойник президента Сноу. Режим в стране - чудовищный. Ссылки. Казни. Убийства за пару слов против правительства. И Программа.
Я долго не могла понять, зачем она нужна. С Голодными играми ясно. Но Программа... Потом стало ясно - посеять недоверие между людьми. Разобщить их. Запугать. Предупредить мятеж. Многие говорили, мол, не убедительно и из пальца - а на мой взгляд, вполне логичная причина.
А ещё логичней - почему Программа существует до сих пор. Просто люди не потивятся ей. Не делают попытки свергнуть. Страх. И, может быть. такое отношение - да, Программа есть, но где-то в телевизоре, далеко, не со мной. Проще забыть. Проще притвориться, что Программы и вовсе нет.
На самом деле, пока ты смотришь на книгу "Королевская битва" со стороны - всё хорошо. Ну, мир - вымышленный. Ну, игра - придуманная. Если абстрагироваться - не страшно, но... Тут как с "Голодными играми", только хуже во много раз.
Становится невыносимо, когда поймёшь - этот мир может существовать на самом деле. Режим. Диктатор. Программа. И, если Панем больше похож на сказку - сельское хозяйство, леса, луки, копья. - то в "Битве" настоящая, современная, реальная страна. Эффект реальности кошмарный. Он создан глубоким, серьёзным заходом в политику, детальной картиной режима, техническими устройствами, огнестрельным оружием... Сразу меряешь всё на себя. Думаешь, как ты бы поступил на месте ребят.
У Сьюзен Коллинз многое за кадром. Можно додумать. А тут... ничего не нужно додумывать. Всё чётко, подробно и до детали, убийственно ясно.
Правда, один момент мне показался странным. В Программе почти каждый год погибают сотни людей. Почему это никак не сказалось на численности населения?
Кошмарная атмосфера. И вроде юмор есть - а он мрачный, чёрный, почти насмешливый, ещё хуже делает всё.
Мне били по глазам эти надписи: "осталось ... учеников". И концовка... до ужаса, страшно открытая. Игры продолжаются. Сюя с Норико бегут. И неизвестно, что с ними станет, убегут ли, как и где будут жить дальше... "Но мы не остановимся, пока не победим".
Вообще, конечно, "Королевская битва" и "Голодные игры" похожи. По сюжету Сьюзен Коллинз явно многое взяла у Косюна Таками. Но я вовсе не разочарована в "Играх". Этот мир по-прежнему дорог мне. И всё же, несмотря ни на что, Панем и Республика Дальневосточная Азия - разные вещи. Разные, глубокие и особенные.
Фильм посмотрю обязательно - правда, говорят, он вообще никакой по сравнению с оригиналом(