carpe diem

На LiveLib все начинали отзыв со сравнения первой части, "Голодные игры", и этой. И, в основном, считают, что первая - лучше, интереснее, динамичнее, увлекательнее...
А я не знаю, какая из их них мне понравилась больше. Да, в общем, и не сравнивала. Эти книги - органично дополняют друг друга. И ещё - они разные. Просто разные.
Здесь история идёт дальше, герои взрослеют, уровень чувств, событий уже другой, и сами Голодные игры - другие.
С момента первой части, когда Китнисс и Пит оба победили в Играх, было ясно - Капитолий так запросто их в покое не оставит. Правда, если б не аннотация, - я точно не догадалась бы, что вынудит снова идти на арену. Ведь это - против правил, такого за 74 года ни разу не бывало...
А потом стало страшно. Напряжение росло с каждым шагом, который приближал Китнисс и Пита к арене. Я знала, что эти Игры - будут по-другому. Серьёзней, страшней... нечестней, что ли. А ещё знала, что одними только Играми дело не ограничится.
Там всё - совсем-совсем иное, чем в первой части. Арена, где море, песок, джунгли и всё. Условия, к которым никого, нигде, никогда не готовили. Хитро, неожиданно возникшие часы - и ужасы в секторах, от которых глаза на лоб лезут. Силовое поле кругом.
И, главное, сами трибуты. Уже не дети, ровесники-чуть младше-чуть старше, профи-не профи, но, в общем, одинаково заброшенные в Игры, одинаково неумелые, одинаково беспомощные. Тут - бывшие победители. Люди, уже выигравшие Игры, с сотней навыков, способностей, секретов в шкафу. Взрослые, сильные.
Мне было страшно представить резню, которая возникнет на арене. А с другой стороны - вообще не представить, как будут проходить эти Игры. Слишком... по-другому всё. Восстания по Панему. Маленький бунт трибутов на интервью. Дружба, команда.
Я чувствовала, как сгущается напряжение. Было видно, просто видно, что цель - победить, убив всех прочих, - отошла на задний план. Что-то глобальное зреет.
Здесь, в отличие от первой части, больше Капитолий ставит бяки и убивает, чем игроки. По сути, от рук друг друга трибуты не умирают вовсе. По крайней мере, если сравнить с "Голодными играми", - ничтожно мало. А участники, наоборот, - сплочаются, объединяются, вместе.
А главное - эта книга "клюет сойкой-пересмешницей". Я взяла цитату одного пользователя с LiveLib - она показалась мне... удивительно, прекрасно точной и верной. Тут сойка - центр. На печенье у Твилл и Бонни. На часах у Плутарха. На медальоне Пита, в лесу, на брошке - и, конечно, Китнисс. Её платье на интервью. Она сама.
В мыслях я уже с начала назвала сойку символом восстания. Она и в первой части была такой. Существо, что живёт вопреки Капитолию, на зло ему. И Китнисс - ровно такая же.
Она нарушила правила, вытащив и себя, и Пита с Игр. Она, одной искрой, подняла по Панему восстания. Она изо всех сил боролась за жизнь-против Капитолия. Верно Китнисс назвали - сойка-пересмешница. Конечно, силой убедительных речей владеет там Пит. Но без Китнисс у них восстание - не восстание.
И знаете, вот многие говорят, что события книжки - предсказуемы. Да, может быть. В конце концов, ясно было, что Игры должны сломаться, Капитолий - пасть, что восстания неизбежны, но... Как и в первой части, "Пламя" меня удивляло. Много удивляло. И радовало отличными находками вроде нового устройства Игр, концовки, сойки.
Вообще к "И вспыхнет пламя" - много претензий. Одна из главных - скучно. Мол, в первой книге событий было больше, интрига сильней...
Для меня интрига - сильна и здесь. А то, как неспешно, плавно раскручивается сюжет, подводя к неизбежному, - даже понравилось.
Ещё повод для "фи" был в любовном треугольнике Китнисс-Гейл-Пит. Да, он треугольник. Да, отдалённо похож на "Сумерки". Да, я сама толком не поняла, кого же всё-таки Китнисс любит. Вот и к Питу, и к Гейлу чувства есть, чувства разные, но... На данный момент для меня Гейл-Китнисс - что-то более крепкое, настоящее и серьёзное.
Но, на самом деле, треугольник вовсе мне не мешал. Не бросался в глаза, не тянул ладонь к лицу, как Белла-Эдвард-Джейкоб. Может, потому, что тема любви ни разочка тут не главная. Она - как фон, дополнение, побочная ветка сюжета, что ли.
К слову, мне до сих пор неясно, зачем было делать к серии такие обложки. На них посмотришь - и сразу читать желание пропадает. Понимаю теперь, почему у многих пошли ассоциации с "Сумерками". У меня самой, если б не читала, пошли бы.
Я даже не знаю, что сказать ещё, кого отметить... Образ Хеймитча всё понятней. Момент, где открывается, кого любил ловелас-соблазнитель Финник - трогателен до слёз. И вообще... фраза "дистрикта номер двенадцать больше нет" до сих пор отдаётся у меня в ушах. Я хочу читать дальше. И буду - благо, "Сойка" как раз сегодня куплена.
Насчёт третьей, последней книги, - снова процитирую человека с LiveLib. Он как нельзя лучше передал мои ожидания-ощущения к ней.
И я понимаю, что в последней книге трилогии всё будет просто ужасно, и многие погибнут, и из пресловутого любовного треугольника минимум один угол не доживёт до финала, и наступит в конце на землях Панема мир и покой, но купленный дорогой ценой, возможно, чересчур дорогой… И — самое главное — книга закончится. И мне больше нечего будет читать.
Всё так. Всё точно так.
Кстати, говорят, что по "И вспыхнет пламя" тоже готовят фильм, к ноябрю 2013-го года. Я жду. Очень жду. Ведь эта часть, наверное, даже больше, чем "Голодные игры", подходит для экрана.