carpe diem
— Фернан, — крикнул ему Монте-Кристо, — из сотни моих имён мне достаточно назвать тебе лишь одно, чтобы сразить тебя; ты отгадал это имя, правда? Ты вспомнил его? Ибо, невзирая на все мои несчастья, на все мои мучения, я стою перед тобой сегодня помолодевший от радости мщения, такой, каким ты, должно быть, не раз видел меня во сне, с тех пор как женился... на Мерседес, моей невесте!
Генерал, запрокинув голову, протянув руки вперед, остановившимся взглядом безмолвно смотрел на это страшное видение; затем, держась за стену, чтобы не упасть, он медленно добрёл до двери и вышел, пятясь, испустив один лишь отчаянный, душераздирающий крик:
— Эдмон Дантес!


Мне казалось, такую классику — с пафосными речами, либо откровенно злыми, либо безупречно добрыми персонажами, яркими, через край перехлёстывающими чувствами — я полюбить не смогу. И роман этот взяла только потому, что посмотрела мюзикл и захотела узнать, а как там всё было у Дюма. Но с первых же страниц, необъяснимо, безнадёжно он захватил меня и увлёк в историю Эдмона Дантеса, честного юноши, верящего своим близким, как самому себе. Эдмон был счастлив, у него было всё — невеста, любящий отец, корабль, где он почти уже стал капитаном, славные друзья... и целая жизнь впереди. Не знал Эдмон, что друзья-то вовсе не так честны, верны и светлы душой, как он сам. Он вообще не знал ничего о людях, а люди эти, каждый по своим причинам — зависть, ревность, страх, любовь, — отобрали у Эдмона прекрасную Мерседес и свободу; без вины, ничего не зная о предательстве, Дантес провёл в темноте и пустоте замка Иф четырнадцать лет. Ему, правда, посчастливилось — он встретил там аббата Фариа, безумного старика, твердящего о неких сокровищах, припрятанных в одному ему известном месте. Однако и старик не безумен, и клад действительно лежит на острове Монте-Кристо. Покинув тюрьму, завладев этим кладом, Эдмон Дантес берёт новое имя и делом всей своей жизни выбирает месть.
И что угодно можно говорить о христианских добродетелях, о прощении и милосердии, о высокомерии графа Монте-Кристо, который возомнил себя богом и словно бы от его имени мстил. Не знаю, как на самом деле автор относился к своему герою, как нужно нам, читателям, относиться, — наверное, осуждать его и ужасаться тому, что он сделал. Но я, от первой до последней страницы, была на стороне Дантеса. Искренне радовалась, когда эти мерзавцы — Фернан, Кадрусс, Вильфор, Данглар — получали по заслугам. Дантес не убивал их, не причинял им физических страданий. Он лишь дал им почувствовать на себе то, что испытал по их вине сам: крах всех надежд, потерю всего, чем дорожил, всех близких людей, предательство, одиночество, отчаяние... К тому же, он и ловушки им расставлял на прочной основе того, что уже было в них. Их собственной жадности, подлости, трусости. Граф Монте-Кристо, как неумолимый рок, пришёл в их дома, достал все скелеты, запрятанные в шкафах, все тайны, закопанные в землю, обнажил их истинную натуру. По сути, они погубили себя сами. И те случайные люди, задетые местью графа, не на его совести. Разве он заставил госпожу де Вильфор травить своих родных? Разве он толкнул её к тому, чтобы она убила себя и сына? Разве он растрачивал деньги Данглара? Нет, они всё сделали сами. Гнилые, беспринципные, на всё готовые ради своих нужд люди, я не могу их жалеть.
А вот Эдмона мне жаль, так бесконечно жаль. Эти люди его погубили. Да, он стал богатым человеком, для него все двери были открыты, он мог позволить себе всё... но душу-то за деньги не купишь. А душа Эдмона Дантеса умерла в стенах замка Иф — он не хотел этого, а всё же превратился в графа Монте-Кристо, замкнутого в себе, отчаянно одинокого, не способного больше ни любить, ни радоваться жизни. Дело тут, конечно, не в мести. Просто те четырнадцать лет, потерянных, прожитых в темноте и не-свободе, сломали его... и я не знаю, сумеет ли Гайде своей любовью его починить. Бедный, бедный Эдмон. Он даже не смог примириться со своими поступками, со своей местью, правильной и заслуженной теми мерзавцами, он винил себя за неё, считал ошибкой. А финал... Я-то совсем иной развязки ожидала, какой-то более... светлой, может быть. В мюзикле Эдмон оставался с Мерседес, снова любящий и любимый, обретший покой, здесь же — ни любви, ни покоя, лишь слабый луч надежды на что-то хорошее для него там, за морем, в объятиях нежной Гайде. Очень больно было отпускать Дантеса. Сердце за него по-прежнему болит.
Роман написан очень пронзительно, тут если любовь — то самая крепкая и нерушимая, если гнев — то яростный, всё сметающий на своём пути. Меня захлестнуло этим шквалом эмоций, и чем дальше, тем больше я погружалась, тем меньше мне хотелось читать ещё какие-то книги. Немного сбивала внезапная смена ракурса — Монте-Кристо уходил в тень, а на свет выступали Максимиллиан Моррель, Валентина де Вильфор, Альбер де Морсер... но я быстро привыкала и к ним, они стали ничуть не менее важными, чем граф. Целая жизнь развёрнута в романе, два поколения – родители, виновные в предательстве Эдмона Дантеса, и их дети, ничего об этом не знающие, живущие своими страстями и бедами. Много персонажей и сюжетных линий, и все они одинаково сильны, ярки и пронзительны. В конце концов клубок распутывается и оставляет в полном опустошении, изумлении, с горькой радостью и тихой грустью.
– Кто знает, увидимся ли мы еще когда-нибудь! – сказал Моррель, отирая слезу.
– Друг мой, – отвечала Валентина, – разве не сказал нам граф, что вся человеческая мудрость заключена в двух словах: ждать и надеяться!
Не думала я, что мне ТАК понравится, ТАК меня зацепит. Обязательно вернусь к "Графу Монте-Кристо"... и, наверное, даже ни раз.

@темы: книги

Комментарии
20.08.2019 в 09:13

Как потрясающе ты пишешь впечатления от книг!!!
Я вот с трудом почему-то читаю Дюма. Он у меня что раньше, что сейчас идет очень со скрипом. Но после твоих слов мне захотелось прочитать эту книгу
20.08.2019 в 11:10

Весь мир - Зеленый Слоник, а люди в нем Поехавшие. (с) Уильям Шекспир
О, как раз читаю второй том сейчас! Со всем согласна, очень жалко Дантеса Часто думаю, как бы вот его жизнь сложилась, если бы не...
20.08.2019 в 18:36

И кофе черен, как мысли. Как мрак ночной за окном.(с) Тенхъе
Да, книга захватывающая. И я согласен - Эдмон не сделал ничего чересчур неправомерного или неоправданного. И Вильфор, и Кадрусс, и Фернан всю жизнь строили свое благополучие на том, что кого-то подставили. А значит, получили именно это. Не смог бы отомстить Эдмон, рано или поздно нашелся бы кто-то другой, делишки такого рода так просто с рук не сходят. А не нашелся бы мститель - то нашелся бы кто-то молодой и борзый, который бы ради собственного благополучия решился бы нагло убрать "старичков, которые засиделись на своих местах")
21.08.2019 в 23:37

carpe diem
kapelly, спасибо! Мне очень приятно, что мои отзывы о книгах вдохновляют кого-то их прочесть :rotate:

Трефовая Мелочь, вот это "если бы" в любой истории мне делает очень больно. С Дантесом как-то особенно. Он же мог прожить счастливую жизнь, не сломаться, не испытать те ужасы, которые испытал... эх.

DarkLordEsti, да, я тоже думаю, что им появление Монте-Кристо даже полезно — пускай знают, что бывает за такие поступки и такое отношение к другим людям. И мне совсем не понравилось, как автор в конце прикрутил Данетсу раскаяние и сожаления о мести — ну не так надо было роман заканчивать.
22.08.2019 в 18:26

И кофе черен, как мысли. Как мрак ночной за окном.(с) Тенхъе
.rainbow., И мне совсем не понравилось, как автор в конце прикрутил Данетсу раскаяние и сожаления о мести — ну не так надо было роман заканчивать. мне тоже) но тут дело в том, что таково восприятие мести в нашей, христианской культуре, а во времена Дюма христианская этика была еще сильна и хотел бы автор, не хотел бы, он обязан был прикрутить такой финал, чтобы не сильно противоречил сложившейся в обществе морали.
Могу рекнуть +/- современника Дюма, автор Эжен Сю, у него есть роман "Парижские тайны", чем-то на "Графа Монте-Кристо" тоже похоже, там есть линия благородного героя, карающего злодеев. Но там ГГ не мстит, а скорее помогает людям, пострадавшим от злодеев. Стиль у Сю конечно специфический, местами как на взгляд современного человека несколько пафос и фикбук, но в приключения и экшин автор умел богично.
И если еще не читала/не смотрела - "Петербургские тайны", книга и фильм. Оно очешуительно)
А вот в тему мести в восточном обществе - таки тот самый "Магистр дьявольского культа", о котором пол-дайри орет) Мораль о мести совершенно другая. Там даже самые положительные вроде персонажи о чуваке, который отомстил нуооооочень маньячно, задают вопрос не "почему отомстил?", а "почему такой перебор с местью, вырезать целый клан за один свой отрезанный пальчик - многовато будет". Но не звучит тема что "он должен был простить", как сказали бы в рамках морали европейской.
26.08.2019 в 20:40

carpe diem
DarkLordEsti, понятно, само собой, почему написано именно так, но я же обрадовалась: вот Дюма сделал главного героя не образцом морали и нравственности, довольно эгоистичным и яростным человек, может, у него иной взгляд на мир... оказалось - нет, такой же. Впрочем, может, и правда был вынужден прикрутить этот финал - большой уж чужеродным там он кажется.
За рекомендации большое спасибо, тема мне действительно интересна :)
27.08.2019 в 00:49

Да, все горы, все океаны, все звезды и радуги.
Ох, как я люблю эту книгу и мюзикл! Я читала ее дважды, один раз в детстве и повторно - пару лет назад. И эмоции во взрослом возрасте были гораздо, гораздо сильнее! Зря говорят, что Дюма надо в детстве читать.... В детстве многих вещей не можешь прочувствовать и понять в ТАКОЙ степени...

Но вот я концовку как-то иначе восприняла. Мне показалось что граф не то, чтобы "раскаялся" и в христианство ударился - он же отомстил в итоге. Просто в какой-то момент понял, что в жизни есть и много конструктивного и продуктивного, что он долгое время не замечал (как не замечал любви Гайде, скажем), а жить одним только негативом тяжело и бессмысленно, это просто отравляет человека изнутри. То есть тут дело не то чтобы в прощении - вряд ли он кого-то простил. Да и невозможно простить такое. Просто понял, что нужно идти дальше. Такое у меня было ощущение.

И вот по поводу концовки еще... я принимаю книжную концовку, я по-своему ее люблю. Но если бы я выбирала, я бы выбрала концовку как в мюзикле. Мне жаль Мерседес, она ни в чем не виновата. Чувствуется, что она любила одного Эдмона всю жизнь. Мне кажется, они еще могли бы быть счастливы.

Вообще после заглавной песни мюзикла, которая I will be there, они просто не имели права остаться не вместе))))
28.08.2019 в 20:20

carpe diem
le renard, да, мне кажется, если бы я прочла эту книгу лет в пятнадцать - не оценила бы в полной мере, скорее всего даже забросила бы на полпути. А сейчас всё было прекрасно.
А мюзикл какой? Наш? Я смотрела наш, он был великолепен, но закончился совершенно иначе и роман своим финалом из-за этого вдвойне поразил. Концовка романа более... честная, что ли, более реалистичная - Мерседес и Дантес уже слишком разные люди, у них разный опыт, они не могут любить друг друга как раньше и быть вместе. Да и не очень я поняла, зачем она вообще вышла замуж за Фернана, если любила Дантеса. Ей нужно было как-то устроиться в жизни? Не помню, что там было с её родителями, но ведь отец Дантеса, скажем, точно не оставил бы её одну, в нищете, помог бы ей - и, может, остался бы жив, если бы они общими усилиями зарабатывали на жизнь. Пускай она поверила в смерть своего любимого, но ведь к Фернану у неё любви не было никакой.

Нет, Дантес не прощал своих врагов, но и правильным свои поступки - свою месть - уже не считал. Он раскаивался в том, что вообще взялся мстить - надо было, мол, не мстить, а начать жизнь с чистого листа, забыть прошлое и т.д. Хотя, по-моему, он сделал правильно, не оставив этих мерзавцев без наказания, не отмахнувшись от прошлого (потому что, если по-честному, такое невозможно забыть и просто выкинуть как пустячок из своей жизни и души) и в случайных жертвах был вообще не виноват. Хотелось, чтобы он нашёл удовлетворение в мести, а за счастьем - да, пошёл уже к Гайде и к новой жизни, но такого я в финале не увидела, к сожалению.

"Я буду здесь" - просто волшебная песня, наизусть её на русском знаю и пою))
28.08.2019 в 20:56

Да, все горы, все океаны, все звезды и радуги.
.rainbow., я в детстве не осилила до конца второй том)) А в этот раз проглотила все, и лгбт-парочка в конце меня очень позабавила :) Даже интересно, как бы я восприняла это в детстве.

Да, наш! Он гораздо лучше московского. Московский просто ужасен, мы его с подругой посмотрели в записи, и нам совершенно не понравилось. А питерский мюзикл основан на немецком, и я засматривала немецкую версию задолго до того, как его поставили в музкоме. Поэтому заглавную песню я в первую очередь знаю на немецком и английском (на англ. знаю наизусть и даже кавер записывала))).
А потом я ходила на нашу версию и она мне, наверное, даже больше понравилась, чем немецкая. Как-то костюмы и декорации ярче, и многие моменты обыграны пронзительнее.

Мне нравится финал, в котором они остаются вместе. Притом, что я знала книжный финал, но мне это не показалось натянутым. Это как-то придает истории гармонии: каждый из персонажей прошел свой путь, но вернулся к тому, что все эти годы оставалось вечным и нерушимым. Думаю, такие истории тоже бывают.

Насчет вины Мерседес - я думаю, тут дело в том времени. Даже сейчас существуют отголоски стереотипа "женщина не может быть одна", а уж тогда! Тогда это было немыслимо. А Фернан для нее ведь не был "предателем подлым", для нее он был человеком, который всегда рядом, всегда поддержит, другом, кем-то родным... К тому же она знала, как он к ней относится: возможно, со свойственным ей милосердием решила "раз уж мне не быть счастливой, так сделаю хотя бы счастливым близкого человека". В общем, я могу ее понять - хотя эмоции Эдмона по всему этому поводу я тоже отлично понимаю. Не знаю, смогла бы я простить такое или нет.

В целом согласна, отрицать месть, которая является изюминкой всего романа, ради этого все и было - как-то неправильно со стороны автора. Наверное, я воспринимаю просто так, как мне нравится воспринимать, перенося это на себя.
06.09.2019 в 21:05

carpe diem
le renard, конечно, такие истории бывают. Но мюзикл и строился именно так, что в нём эта концовка выглядит органично и нисколько не режет глаз. Там я поверила в любовь Дантеса и Мерседес без всяких сомнений :) Ну, и вообще в мюзиклах именно так обычно и делают... например, в романе Булгакова сложно представить любовь Воланда к Маргарите, а в мюзикле нашем он страдает по ней и всё хорошо :laugh:
Мюзикл замечательный, с удовольствием ещё раз на него в Музком схожу! Не в последнюю очередь из-за Кирилла Гордеева, из которого вышел чудесный Дантес :)

Мерседес, конечно, вовсе не обязана была ждать Дантеса столько лет, тем более раз была уверена, что он погиб. Да и правда, истинного своего лица Фернан ей не показал. Можно понять её решение выйти за него замуж, но, по-моему, для Мерседес как героини куда естественнее было бы остаться одной - со своей любовью и памятью. Ну и много лет спустя, во второй части романа, их отношения с Фернаном выглядят ужасно холодными, отстранёнными, и мне показалось, что так вообще с самого начала - слишком уж чужие они люди, слишком гад Фернан и слишком Мерседес искренна и честна, чтобы его полюбить, помня о Дантесе.
В общем, странно тут как-то всё выглядело для меня. И действительно не вижу для книжных Мерседес и Дантеса какого-то будущего. Их дороги давно разошлись в разные стороны, и дело даже не в том, что Мерседес вышла замуж за человека, который сломал Дантесу жизнь.

Я вот не могу, к сожалению, воспринимать так, как нравится мне, но в моём идеальном варианте Дантес свою месть считает делом правым, да :)
07.09.2019 в 00:05

Да, все горы, все океаны, все звезды и радуги.
.rainbow., ой, я не смотрела "Мастера и Маргариту", но вот этот факт того, что Воланд в мюзикле в нее влюблен, меня очень удивил.... как-то мне кажется, что это с образом Воланда не вяжется совсем. Из-за этого даже смотреть не хочется.

Я тоже смотрела с Гордеевым :) Для меня принципиально было попасть на Елену Газаеву, так как она для меня просто идеальная Мерседес, как со страниц книги сошла. Обычно она играет с Колпаковым, но именно в тот раз была замена состава, и я попала на Гордеева. И потом еще в записи с ним смотрела.

Мерседес никогда и не любила Фернана, мне это и в книге было довольно очевидно. Я могу понять ее как бы со стороны, потому что далеко не все и не всегда в этом мире сходятся и женится из Такой Любви, как была у Дантеса и Мерседес. Это скорее исключение. Многие сходятся, потому что это удобно, потому что любовь социальный конструкт и вообще. Но если говорить лично обо мне - я бы, конечно, так не смогла. Уже много лет после расставания с любимым человеком я даже смотреть не могу ни в чью сторону, мне просто противно представлять чужие прикосновения, и т.д. Но я в этом плане скорее исключение. Редко кто так умеет.

Их дороги давно разошлись в разные стороны - по-моему, это Дантес решил, что их дороги разошлись в разные стороны. Со стороны Мерседес мне так не показалось. Она ведь до последнего его любила. Она единственная, кто его узнал сразу же. И она говорила эту фразу - "Любят только раз в жизни"... В целом у меня сложилось ощущение, что он не то чтобы разлюбил ее, а скорее настолько не мог простить, что закрыл для себя эту возможность.

Наверное, я слишком верю в идею вечной любви, и слишком люблю хэппи-энды)
16.09.2019 в 19:06

carpe diem
le renard, на самом деле, зря. Конечно, история там показана по-своему и Воланд не совсем книжный Воланд, скорее "альтернативный", как сказал один мой человек, но то, что вышло, вышло ярко, красиво и очень здорово. Если держать в голове, что смотришь не переложение романа Булгакова, а в каком-то смысле фантазии на тему, всё отлично воспринимается. Хотя всё остальное, кроме Воланда и его любви к Маргарите, по тексту, даже с прямыми цитатами. А какие там песни, какая музыка! В общем, категорически советую посмотреть — мне и после чтения романа всё равно понравилось :)

А у меня была Свешникова с Кириллом в паре. Но в клипе на песню "Я буду здесь" Газаева очень хорошо и органично смотрится :)

Да, мне тоже такой выбор не очень понятен — зачем с человеком быть, если его не любишь? И моя проблема с принятием поступка Мерседес именно в том, что, на мой взгляд, она ради удобства и социального конструкта не сошлась бы с нелюбимым. Но, видимо, я сужу по современным меркам, раньше у женщин всё несколько иначе было.

По-моему, Дантес решил правильно. И, кроме не-прощения, я увидела в нём понимание, что теперь у них действительно разные дороги. Ведь Мерседес нынешнего Дантеса вообще не знает. Прошло много лет, много испытаний у него за плечами, и это уже не тот милый и добрый юноша, которого она знала и любила. На самом деле, нет гарантии, что она сумела бы понять и принять именно графа Монте-Кристо, когда узнала бы его по-настоящему. Гайде же была рядом как раз в то самое, сложное и переломное, время, она видит Дантеса таким, какой он есть сейчас. А с Мерседес у них ничего общего и не осталось... их связывают только воспоминания о прежней, лучшей жизни, но одних воспоминаний и одной любви недостаточно, чтобы люди смогли быть вместе. Мне кажется так. Опыт Мерседес и опыт Дантеса кардинально разные, он не то что выше, а дальше неё ушёл, вот и всё. Просто, на мой взгляд, на одних чувствах далеко не уедешь, вот) Хотя хэппи-энды и крепкие отношения я тоже люблю, но как-то вот не в этой истории.

Я прошу прощения, что так долго отвечаю - работа, вообще толком не добраться до дневников.
24.09.2019 в 18:22

Да, все горы, все океаны, все звезды и радуги.
.rainbow., Несколько песен оттуда мне понравилось) Может, и впрямь стоит попробовать. Но тяжело мне это будет... это вот как кто-то не может смотреть Шерлока ББС потому что привык к каноничному, так и тут :)

Даа, в клипе Газаева просто тру-Мерседес! :heart: Я бы с ней фильм с удовольствием посмотрела)
Мне кажется, там в том и загвоздка, что у женщин было другое мировоззрение в силу времени, то есть все качества Мерседес, ее преданность и т.д. преломлялись, во-первых, через время и представление о статусе женщины, и во-вторых, через полученную психологическую травму. Травматики вообще на многое начинают реагировать совсем иначе.

Но вот насчет Гайдэ у меня позиция просто прямо противоположная. Диаметрально. Мне как раз кажется, что Гайдэ не понимала, и не могла его понять по-настоящему, и соответственно любить по-настоящему тоже не могла (так как на мой взгляд истинная любовь без глубокого понимания личности партнера все-таки невозможна). По нескольким причинам. Во-первых, свидетелем основного пздца в его жизни и становления его новой личности она все-таки не была, также, как и Мерседес. Во-вторых, она моложе. Я, современным языком выражаясь, наверное, эйджист, но я все же считаю, что возрастное, и соответственно психологическое равенство играет свою роль. И в третьих - и в главных - они не на равных. В то плане, что Гайдэ всегда смотрела и всегда будет смотреть на него сверху вниз. Он для нее - спаситель, господин и иже с ним. Я не к тому, что они не могут быть счастливы (этого я наверняка не знаю), а к тому, что кмк не вполне правильно говорить, что любовь Мерседес иллюзорна (типа столько лет прошло), а любовь Гайдэ настоящая. Потому что шансов у любви Гайдэ быть иллюзорной ровно столько же. Она также видит скорее образ, чем человека, просто у Мерседес этот образ - образ из прошлого, а у Гайдэ - некий образ Мужчины-Властелина, который она себе нарисовала и который вообще свойственен психологии восточной женщины тех времен.

Ну и по поводу того что "все уже не то и все уже не те". Лично мое мнение (которое не на пустом месте существует, кстати - у меня в жизни были такие эпизоды, разве что с меньшим временным промежутком, но тоже весьма существенным) - если вы реально друг друга любили, если вы реально были близки душевно, совсем это утратиться не может. Ключевое слово тут - "реально". Вот если изначально все строилось на иллюзиях, тогда да, время все расставит по местам (но мне кажется, это не случай Мерседес и Эдмона). Если же оно было истинным, то каким бы ни был опыт, и сколько бы лет не прошло, что-то вас роднить все равно будет. Разумеется, будут проблемы , да - проблемы, связанные с огромным разрывом в плане интересов, событий и пр. Набрать прежний бэкграунд скорее всего будет непросто. Да, первое время все не будет складываться также по маслу, как было когда-то. Но - это реально, потому что та сердцевина, то истинное, что роднит любящих людей, является костяком нашей личности. Возможно, это то, что называют душой :) И вот у души своя память. Остальное - это шелуха, внешнее, и его при усилиях и желании пофиксить можно.

У меня соответствующий опыт был с лучшей подругой, к примеру.

Да я вот тоже торможу, ничего :) Нужно время и энергия для длинных ответов)
27.09.2019 в 22:35

carpe diem
le renard, нужно себя перенастроить, что ли :) Просто, мне кажется, обидно упускать хорошие вещи только потому, что они расходятся с каноном. Особенно если у канона есть много разных адаптаций — можно же выбрать ту, которая близка к оригиналу, а другие воспринимать как альтернативные, вот и всё :)

На самом деле тут во многом соглашусь. У Гайде не было настоящего понимания характера и сути Дантеса, как и у Мерседес, но, по-моему, Гайде имеет больше шансов понять, ведь она была рядом, она видела Дантеса в разные моменты его новой жизни, наверняка и в эмоционально тяжёлые тоже. Без масок видела. А с Мерседес граф всё равно играет какую-то роль, не раскрывается полностью... и уже не сможет раскрыться, ведь между ними стоит слишком много всего. Если выбирать между ними — Гайде всё-таки ближе к Дантесу, чем Мерседес, но в целом — я сомневаюсь насчёт его счастья с женщиной, любой женщиной вообще.

Я думаю иначе, наверное, потому, что для меня сходство взглядов на мир, интересы, пережитый опыт — не шелуха, а та самая душа, то самое важное, без которого не будет любви и крепкой связи. Один год, два, пять — ещё не срок, но вот двадцать лет... уже серьёзная цифра, она и в целом-то много значит, а Дантеса эти годы просто наизнанку вывернули и почти полностью изменили. Я не вижу у них с Мерседес чего-то общего, серьёзного такого, глубинного — может, потому, что такие вещи в любовных линиях вообще прописывают редко: о чём они говорили, когда были вместе, почему полюбили друг друга, что их связывало, какие точки соприкосновения у них были... Вот если бы это общее прописано было — поверить в то, что и спустя столько лет эти двое по-прежнему дороги и важны друг для друга, оказалось бы проще. Но их любовь изначально была скорее штришком к счастью Дантеса, юношеским чувством, отвлечённой и довольно абстрактной вещью. И это не минус — роман-то не про любовь)

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail