carpe diem
Прокат забит российскими фильмами, но один сеанс "Тайны 7 сестёр" выцарапать всё-таки удалось. Ночной, правда, и немного жутковато было возвращаться домой в половине первого, но - стоило оно того, очень даже!
Антиутопия в лучших традициях жанра - чертовски актуальна для нашей реальности. Напомнила "Будущее" Дмитрия Глуховского: людей в мире стало слишком много, места и ресурсов всем уже не хватает, теснота, духота, людское море и полное отсутствие возможности просто уйти от всех подальше - некуда уходить. Чтобы не стало ещё хуже, правительство принимает закон о распределении детей: одна семья - один ребёнок. Но люди, конечно, плевать хотели на проблемы планеты и мира, они продолжают плодиться по своему хотению, а из-за новых ГМО-продуктов случается и так, что одна женщина может родить пять, шесть, семь детей. "Лишних" младенцев (а то и более взрослых детей, смотря в каком возрасте их обнаружат) погружают в крио-сон до лучших времён, когда планета сможет обеспечить такое количество народа.
История начинается с рождения семи девочек-близняшек: их мать умерла при родах, а дед решил вопреки закону сохранить жизнь всем семерым. Он обустроил для них дом, выработал правила и, назвав внучек по дням недели, наказал: каждой выходить наружу только в свой день. Все они вместе делят одну личность - Карен Сеттман, примеряя её обличье один раз в неделю.
Сёстры благополучно дожили до тридцати лет, сохранив свою тайну от посторонних глаз, но однажды спокойной жизни пришёл конец: пропала Понедельник...
Фильм обвиняют в предсказуемости. Да, это так. Причину исчезновения Понедельник понимаешь минут через двадцать после начала, да и мерзкую подноготную правительства - тоже. Наверное, кому-то и правда важна интрига, мне - ничуть, смысл-то вовсе не в ней, не ради неё задумывалась история. Меня фильм потряс до глубины души. Я ждала какой-то интересной фантастики, с психологизмом, быть может, но точно не драмы - шутка ли, реветь всю вторую половину фильма и по дороге домой тоже. Мне-то наивно казалось, что, разгадав все тайны и секреты, сёстры дойдут до финала все семеро... как бы не так.
Очень больно, очень страшно за всем этим наблюдать. Как же мало для каких-нибудь упорных и чересчур честолюбивых политиков значит жизнь человека - одного, семерых, сотен, тысяч... они же не страдали, им же не больно было, они же просто уснули, значит, всё в порядке, правда? Неправда. И тот способ бороться с главной мировой проблемой - перенаселением, - который выбрала Николетт Кейман, совершенно неприемлем и бесчеловечен, это ясно. Но. А как же решать проблему? А что с ней делать-то, если чем дальше - тем людей на Земле всё больше?
На самом деле, кроме Николетт Кейман, перенаселение не волнует никого. Люди протестуют - их свобода ущемлена, их права попраны, но эта свобода, по их разумению, - бесконтрольно размножаться. А мне вот не понять, как адекватный здравомыслящий человек, понимая, что место и ресурсы в мире подходят к концу, может продолжать рожать по два-три-четыре ребёнка. Эй, люди, для стольких детей просто НЕТ МЕСТА. Эти дети будут плохо питаться, жить в тесноте, потреблять лишь те мизерные клочки ресурсов, которых и без того на всех живущих не хватает. Родителей, которые сознательно гадят миру, где живут, истощают планету, и так уже донельзя истощённую, обрекают детей на нищую жизнь, совершенно не жалко, так что сцены, в которых отбирали и силой увозили детей, прошли мимо меня. Это что такое вообще - спятивший инстинкт "наплодить побольше", раздутый эгоцентризм, слепота по поводу глобальных событий? Люди в этом фильме живут по принципу "после меня хоть потоп" - больше одного ребёнка запрещено законом, но я нарожаю больше, потому что я свободная личность и мне так хочется.
Да, есть небольшое оправдание - ГМО, много детей у одной матери, но никто не отменял аборты, да и технологии у них продвинуты больше, чем наши. Но нет, как это аборт, это же убийство, пусть лучше выводок детишек копошится в грязи и бедности, пусть лучше от планеты ничего не останется, главное, что я не убью эмбрион.
На контрасте с ними - Николетт Кейман. Она говорит совершенно правильные вещи - но вместо того, чтобы прислушаться и найти какой-то другой способ воплотить это в жизнь, люди в конце фильма лишь радуются, как животные, что им теперь можно безгранично плодиться. Дальше себя и своей потребности (семья, детишки) они не смотрят - да чёрт бы с ней, с Землёй, мы всё равно по-своему сделаем.
Понравилась эта неоднозначность в фильме - Кейман заслуживает и тюрьмы, и казни, разумеется, но именно от неё исходит верный посыл. И проблема не решена, и как её решить - непонятно. Но та же Кейман, кстати, высказала здравую идею: детей иметь можно, и даже несколько, но только тем родителям, которые докажут свою финансовую состоятельность, возможность обеспечить детям еду/одежду/учёбу/дом на достойном уровне. Я давно подумываю, что в наше время очень не помешало бы что-то подобное.
Драма Понедельник, которая хотела быть не одной из семи сестёр, а единственной, вроде и возмущает, а вроде и очень понятна. Конечно, ей хотелось сделать Карен Сеттман только своим именем, только своей личностью - и вырваться из замкнутого пространства дома, видеть мир не один раз в неделю, а всегда, иметь что-то своё, личное, а не общее с сёстрами... любовь стала её первой тайной, ну а дальше - больше. При том важная деталь - она же вовсе не хотела смерти своих сестёр, она думала, их погрузят в крио-сон, и потом, когда-нибудь, они проснутся и смогут жить. Говоря "я родилась первой" и называя сестёр ненужными придатками, грязью, шелухой, Понедельник скорее оправдывала свой поступок в своих глазах и глазах сестры, чем действительно думала так. И её смерть не радует, нет, нисколько.
Очень интересная история, которая при двух часах хронометража занудной не кажется. Всё внутри перетряхивает серьёзно. И Руми Напас просто великолепна здесь: ничего себе, сразу семь разных ролей сыграть, да ещё так живо и достоверно! Замечательный фильм, и небольшие шероховатости его нисколько не портят.
Антиутопия в лучших традициях жанра - чертовски актуальна для нашей реальности. Напомнила "Будущее" Дмитрия Глуховского: людей в мире стало слишком много, места и ресурсов всем уже не хватает, теснота, духота, людское море и полное отсутствие возможности просто уйти от всех подальше - некуда уходить. Чтобы не стало ещё хуже, правительство принимает закон о распределении детей: одна семья - один ребёнок. Но люди, конечно, плевать хотели на проблемы планеты и мира, они продолжают плодиться по своему хотению, а из-за новых ГМО-продуктов случается и так, что одна женщина может родить пять, шесть, семь детей. "Лишних" младенцев (а то и более взрослых детей, смотря в каком возрасте их обнаружат) погружают в крио-сон до лучших времён, когда планета сможет обеспечить такое количество народа.
История начинается с рождения семи девочек-близняшек: их мать умерла при родах, а дед решил вопреки закону сохранить жизнь всем семерым. Он обустроил для них дом, выработал правила и, назвав внучек по дням недели, наказал: каждой выходить наружу только в свой день. Все они вместе делят одну личность - Карен Сеттман, примеряя её обличье один раз в неделю.
Сёстры благополучно дожили до тридцати лет, сохранив свою тайну от посторонних глаз, но однажды спокойной жизни пришёл конец: пропала Понедельник...
Фильм обвиняют в предсказуемости. Да, это так. Причину исчезновения Понедельник понимаешь минут через двадцать после начала, да и мерзкую подноготную правительства - тоже. Наверное, кому-то и правда важна интрига, мне - ничуть, смысл-то вовсе не в ней, не ради неё задумывалась история. Меня фильм потряс до глубины души. Я ждала какой-то интересной фантастики, с психологизмом, быть может, но точно не драмы - шутка ли, реветь всю вторую половину фильма и по дороге домой тоже. Мне-то наивно казалось, что, разгадав все тайны и секреты, сёстры дойдут до финала все семеро... как бы не так.
Очень больно, очень страшно за всем этим наблюдать. Как же мало для каких-нибудь упорных и чересчур честолюбивых политиков значит жизнь человека - одного, семерых, сотен, тысяч... они же не страдали, им же не больно было, они же просто уснули, значит, всё в порядке, правда? Неправда. И тот способ бороться с главной мировой проблемой - перенаселением, - который выбрала Николетт Кейман, совершенно неприемлем и бесчеловечен, это ясно. Но. А как же решать проблему? А что с ней делать-то, если чем дальше - тем людей на Земле всё больше?
На самом деле, кроме Николетт Кейман, перенаселение не волнует никого. Люди протестуют - их свобода ущемлена, их права попраны, но эта свобода, по их разумению, - бесконтрольно размножаться. А мне вот не понять, как адекватный здравомыслящий человек, понимая, что место и ресурсы в мире подходят к концу, может продолжать рожать по два-три-четыре ребёнка. Эй, люди, для стольких детей просто НЕТ МЕСТА. Эти дети будут плохо питаться, жить в тесноте, потреблять лишь те мизерные клочки ресурсов, которых и без того на всех живущих не хватает. Родителей, которые сознательно гадят миру, где живут, истощают планету, и так уже донельзя истощённую, обрекают детей на нищую жизнь, совершенно не жалко, так что сцены, в которых отбирали и силой увозили детей, прошли мимо меня. Это что такое вообще - спятивший инстинкт "наплодить побольше", раздутый эгоцентризм, слепота по поводу глобальных событий? Люди в этом фильме живут по принципу "после меня хоть потоп" - больше одного ребёнка запрещено законом, но я нарожаю больше, потому что я свободная личность и мне так хочется.
Да, есть небольшое оправдание - ГМО, много детей у одной матери, но никто не отменял аборты, да и технологии у них продвинуты больше, чем наши. Но нет, как это аборт, это же убийство, пусть лучше выводок детишек копошится в грязи и бедности, пусть лучше от планеты ничего не останется, главное, что я не убью эмбрион.
На контрасте с ними - Николетт Кейман. Она говорит совершенно правильные вещи - но вместо того, чтобы прислушаться и найти какой-то другой способ воплотить это в жизнь, люди в конце фильма лишь радуются, как животные, что им теперь можно безгранично плодиться. Дальше себя и своей потребности (семья, детишки) они не смотрят - да чёрт бы с ней, с Землёй, мы всё равно по-своему сделаем.
Понравилась эта неоднозначность в фильме - Кейман заслуживает и тюрьмы, и казни, разумеется, но именно от неё исходит верный посыл. И проблема не решена, и как её решить - непонятно. Но та же Кейман, кстати, высказала здравую идею: детей иметь можно, и даже несколько, но только тем родителям, которые докажут свою финансовую состоятельность, возможность обеспечить детям еду/одежду/учёбу/дом на достойном уровне. Я давно подумываю, что в наше время очень не помешало бы что-то подобное.
Драма Понедельник, которая хотела быть не одной из семи сестёр, а единственной, вроде и возмущает, а вроде и очень понятна. Конечно, ей хотелось сделать Карен Сеттман только своим именем, только своей личностью - и вырваться из замкнутого пространства дома, видеть мир не один раз в неделю, а всегда, иметь что-то своё, личное, а не общее с сёстрами... любовь стала её первой тайной, ну а дальше - больше. При том важная деталь - она же вовсе не хотела смерти своих сестёр, она думала, их погрузят в крио-сон, и потом, когда-нибудь, они проснутся и смогут жить. Говоря "я родилась первой" и называя сестёр ненужными придатками, грязью, шелухой, Понедельник скорее оправдывала свой поступок в своих глазах и глазах сестры, чем действительно думала так. И её смерть не радует, нет, нисколько.
Очень интересная история, которая при двух часах хронометража занудной не кажется. Всё внутри перетряхивает серьёзно. И Руми Напас просто великолепна здесь: ничего себе, сразу семь разных ролей сыграть, да ещё так живо и достоверно! Замечательный фильм, и небольшие шероховатости его нисколько не портят.
Насчёт крио-сна - спойлерну, но ... . Луны, планеты, астероиды - не факт, что в данной вселенной космос уже до такой степени освоен, да и что все эти планеты пригодны для жизни. Их технология на уровне "супер-компьютер в ладошке" и "распознавание сетчатки глаза, чтобы войти в дом", космос там и близко не плавал х)
Насчёт ГМО-продуктов - да не факт, что провоцируют только многоплодие, просто о других случаях, в связи с тем, что к проблеме перенаселения они особо не относятся, показывать не стали.
Контрацепция и прочие меры по пресечению беременностей нежелательных - сама задавалась этим вопросом. Предполагаю, что, так как проблема вот только доросла до критических масштабов и её едва начали решать, до подобных методов ещё не додумались. И, может, рассчитывали на сознательность родителей - местная президентша старалась действовать максимально гуманно и не нарушая прав личности. Контрацепция - люди вполне могут наплевать на контрацепцию, если им хочется дитачку.
Ну а сам закон... судя по сценам, где отнимают незаконных детей, и тому, как легко дед героинь провернул свою аферу, обойти этот самый закон как два пальца.
Что касается причины такого перенаселения - она вроде (если не ошибаюсь) не уточнялась, но для меня это, как и провисание некоторых других подробностей про мир, ничуть историю не испортило. Повторюсь - это всего лишь фильм, да и большая концентрация шла именно на линии сестёр, а не на антиутопии как таковой.
Marita~, я вообще не понимаю, как это в будущем люди, которые по идее должны были стать более мудрыми и продвинутыми, продолжают так яростно заниматься своим размножением ._.
По-моему, фильм как раз антипропаганда такого, потому что очень ярко показано, к каким последствиям может привести.
По поводу технологий. Вот сомнительно мне, что компьютер на ладошке, распознавание сетчатки глаза в каждой щеколде, а космос мы не осваиваем, не изучаем.не планируем колонизировать и терраформировать. Во-первых потому, что проблема налицо. А во-вторых, все технологии они, как бы от военных и прежде чем удовлетворять нужды гражданских непременно внедряются военными. Их появление изначально если не вызвано нуждами войны и обороны, то немедленно применено к ним. Прежде гражданских целей. А армия будущего - это в том числе активно космос, спутники и станции. (Станции, кстати. чего бы им не строить? )
Даже если считать, что история концентрируется на сестрах. Но живут-то они в антиутопичном мире. И. как персонажи. служат проводниками в проблеме. В данном случае, перенаселения планеты. Через них проблему раскрывают. осмысливают, показывают пути решения и возможные последствия.
Я могла бы объяснить насчёт гуманности/не гуманности Кейман, но тут уж, по-моему, лучше посмотреть. В моём изложении вообще все может выглядеть не совсем так, как в фильме, да и восприятие тут сугубо моё личное)
Так, может, оно там есть: освоение космоса и прочее. Но если проблема вот только что встала, разве не логично, что люди не догадались ещё пойти заселять другие планеты? Решать проблему-то надо пытаться для начала у себя дома, на Земле, а не сразу "ой, а давайте в космос лететь". К тому же, это не космофантастика, здесь вовсе не должно быть такой темы, и её отсутствие не делает фильм хуже. Нельзя - да и не надо, мне кажется - в одну историю совать вообще всё. Получится каша. Здесь сциальные моменты были центром сюжета, вокруг них всё и вертелось.
Всё это показали в фильме, и лично для меня - вполне достаточно. Я долго размышляла над проблемой потом, зацепилась она внутри. Фильм не идеальный, конечно же, вероятно, могло быть как-то лучше/глубже, но я удовольствие и посыл к обдумыванию получила. Он не настолько плох, чтобы стать достойным обзоров Евгена))