carpe diem

С тех пор, как перевернула последнюю страницу этой безумной книги, не могу избавиться от тяжёлого, противного чувства. Это ужас, наверное. Невозможность поверить - ну как люди могут до такого скатиться, как могут за какие-то считанные недели стать из людей грязными, похотливыми, равнодушными ко всему на свете монстрами... И понимание - могут.
Впрочем, в первый раз "Высотка" шокировала меня ещё в фильме - и он был, пожалуй, страшнее книги, потому что вся эта дикая вакханалия возникла перед глазами вживую.
Высотка. Не дом, а мир, вознесённый к самому небу. Сорок этажей, тысячи квартир и всё, что нужно для комфортной и счастливой жизни: бассейны, парикмахерская, магазин, банк, школа... И даже из дома выходить не надо. Спустился или поднялся на пару лестничных пролётов - и весь спектр услуг как на ладони. Отдельная, изолированная от мира вокруг вселенная. Вертикальное государство.
Замечательный, на самом-то деле, план. Прогрессивный. Энтони Ройял идёт в ногу со временем, он хотел как лучше, проектируя высотки. И всё по началу было хорошо, все жители были довольны - ну, так, лишь мелкие неполадки с лифтами и электричеством, подумаешь, ничего серьёзного. Но люди начали искать виноватых и нашли... в тех, кто живёт ниже. Или выше. Вспыхнула вражда, обретшая совершенно дикие масштабы за какое-то ничтожное время. Раздражение, обида, злость накапливались, словно снежный шар, и выплеснулись в целое море грязи. И крови.
И вот уже вспышки насилия и безумия в высотке - обычное явление. Мусор скидывают из окон, дерутся за право проехать на лифте, насилуют женщин, строят баррикады на лестницах... скоро и трупы в бассейне стали нормой. Даже самые нормальные, здравомыслящие жители втягиваются в непрерывный круг насилия и мерзости (что это - тайная сила высотки, коллективное бессознательное, спящие в душе каждого человека до поры до времени звери?), даже самые нормальные и разумные со смехом наблюдают за избиением и чуть не скидывают соседей с крыши.
А под конец оставшиеся на развалинах высотки едят собак, дети играют с костями, и все они... счастливы.
Тяжело и жутко было наблюдать за тем, как очень быстро и очень естественно люди из людей становятся зверями. Как высотка высасывает из них всё человеческое. Как они замыкают сами себя в высотке, ведь только там теперь их настоящая жизнь. Как спешат поскорее покинуть внешний мир и укрыться в надёжных стенах высотки, услышать привычные крики, вдохнуть привычный и ставший родным запах отходов и нечистот. Как они зарастают грязью снаружи и внутри. Как видят в отсутствии насилия неполадку, которую надо срочно исправить. Как некоторые из обитателей просто исчезают, и неизвестно, то ли они уехали, то ли покончили с собой, то ли разлагаются на дне пересохшего бассейна.
Всё это страшно и так достоверно выписано, что хоть на стену лезь - да неужели подобное возможно?!
Не понравился мне разве что однобокий взгляд Балларда на проблему - в его высотке ВСЕ люди сошли с ума, никого разумного не осталось, на ВСЕХ высотка оказала дурное влияние. И сомнительная мораль в духе "прогресс погубит человечество" не понравилась тоже. Но книга препарирует на кусочки своей простотой - будничным тоном в ней рассказывается про самые дикие вещи, - и тем, что люди... правда могут до такого докатиться. Не все и не всегда - но могут же.
Хотя всё же я верю - не над всеми нами властны высотки.

@темы: книги, до глубины души

Комментарии
30.04.2017 в 22:40

light hunter
Спасибо за отзыв, прочитаю тоже.
30.04.2017 в 23:05

carpe diem
light hunter, пожалуйста :rotate:
12.08.2017 в 11:45

«Представьте себе на миг: если за голову возьмусь, как вы схватитесь за свои?»
А я в восторге от этой книги. Знаешь, эдакий модерновский вариант "Повелителя мух" Голдинга. А Голдинг, между прочим, хорош, и очень хорош. Баллард - прекрасный фантаст, я бы с удовольствием продолжил его читать.

Что я хочу сказать, если судить прям хардкорно и по логике, то конечно автор перемудрил, у нас бы плюнули и ходили бы вниз пешком xD
Ещё хочется сказать: "Они просто не жили в хрущевских коммуналках", когда на целый этаж, полный семей с детьми один душ, туалет или кухня, вот это истинное выживание :D :D А эти мажорчики устроили баталию на пустом месте, у них там не дом, а утопия, всё включено.

Голдиновская мысль в этом романе показана очень здорово, о том, что в нас всегда живет первобытное, зверь, и он завладевает даже самыми добрыми. Энтони Ройял должен быть разумным, однако то, что он строил этот дом и дает в его мозгу сбой, что он тут главный и чернота им завладевает, как Джеком у Голдинга завладела мысль о власти потому, что они главные добытчики и охотники.

Я бы хотел больше глав от лица Лэйнга, он должен был стать аналагом Голдиновского Ральфа, ГГ, однако его очень мало показали( И вообще мне бы хотелось, чтобы в конце именно он сохранил мозг и сумел вырваться из этой системы, тогда это было бы красиво и дало надежду.

Не скажу, что концовка плохая, она отличная, открытая, а додумать можно просто.

разве что однобокий взгляд Балларда на проблему - в его высотке ВСЕ люди сошли с ума не совсем, Рэйн, как помнишь, те, кто мог - сбегали или уежали, их были единицы, просто автор о них не писал, его главная идея была именно в обитателях Высотки. То, что нашлись сбегающие с тонущего корабля доказывает, что не всеми завладевает система.

И сомнительная мораль в духе "прогресс погубит человечество"
Мне на эту тему всё советуют сериал "Черное Зеркало", однако я до него не могу добраться) Прогресс - палка о двух концах, отсюда и вариации с концами света и людским сумасшествием, а как можно на такие темы не пофантазировать? :rolleyes:
12.08.2017 в 19:14

carpe diem
Renya, это получилась скорее притча, чем реальная история, потому что, как ты верно говоришь, в жизни многое было бы иначе. И вниз ходили бы по лестнице, и полиция/другие люди, которые не из высотки, не оставались бы в стороне так долго, уж точно заметили бы неладное. Если воспринимать как притчу - я могу согласиться и с однобоким взглядом, а он действительно таков. Если автор претендует на освещение какой-то глобальной проблемы, он должен её со всех сторон рассмотреть, а не только с мрачной и безнадёжной.
Ну а так - безусловно, великолепное произведение, у меня оно подкреплено мощными впечатлениями от фильма х)
в нас всегда живет первобытное, зверь, и он завладевает даже самыми добрыми
Ну вот с этим я не согласна, потому что, если человек поддался зверю, значит, изначально не был особенно крепок в своей человечности. Что ещё не нравится у Балларда - он-то утверждает, что ВСЕ люди такие, что во ВСЕХ прячутся звери. Я не сторонник настолько мрачного взгляда на людей, мне они как-то более симпатичны х)
А эти мажорчики устроили баталию на пустом месте, у них там не дом, а утопия, всё включено
Вот-вот. И тут снова однобокость взгляда автора - он как бы говорит, что ВСЕ богачи, ВСЕ люди, оказавшиеся в таких условиях, сойдут с ума. Нет, не все, и надо было больше уделить внимания второму варианту развития событий - человек остался разумен даже среди мракобесия остальных. Хотя книжка маленькая, Баллард просто объёма пожадничал :D
Вот именно, что прогресс - палка о двух концах, но во всех произведениях на эту тему, что я встречала, рассматривается только один конец - плохой. Это неправильно. Одна Рэнд из знакомых мне авторов отдаёт дань прогрессу, которую он реально заслуживает.
12.08.2017 в 20:08

«Представьте себе на миг: если за голову возьмусь, как вы схватитесь за свои?»
.rainbow., Ну вот с этим я не согласна, потому что, если человек поддался зверю, значит, изначально не был особенно крепок в своей человечности. Человек может поддаться зверю, злое начало, как и доброе, есть у каждого. Это ведь прямиком зависит от ситуации, на войне, например, люди сходят с ума и творят безумие ради выживания, или, например, философия Джокера - ты станешь злодеем, пережив один очень плохой день (как мы знаем, Бэтмен в эту систему не попал). Люди хорошие, по большей части, но случаются и такие нестабильности)
12.08.2017 в 20:16

carpe diem
Renya, может, но не обязательно, станешь, но не обязательно. Не каждый человек таков, не стоит всех грести в одну кучу. Есть люди, пускай их и чрезвычайно мало, которые способны сохранить себя в любых обстоятельствах, только вот об этом не пишут, такие люди никому не интересны, намного веселее за моральным падением сильного и доброго человека наблюдать, о да, это публика обожает просто)
12.08.2017 в 20:25

«Представьте себе на миг: если за голову возьмусь, как вы схватитесь за свои?»
.rainbow., Да, потому что мы все по большей части добрые и хорошие, а так сможем увидеть со стороны свой собственный распад, если таковой случится) Так что да, зло притягательно тем, что оно такое неоднозначное и коварное)
13.08.2017 в 04:27

carpe diem
Renya, да ладно, заурядных и душевно слабых людей как раз намного больше - что в жизни, что в книгах, и читать об этом надоедает. Не сами истории о распаде, потрясениях, соблазнах и т.д., а о том, как люди этому поддаются и радостно превращаются в животных. Да полным-полно этого в литературе, даже в классике. А вот чтобы человек вышел из подобных ситуаций с достоинством - по пальцам пересчитать можно. Потому что люди не верят в такое, им проще сказать "ну, мы же все животные" и не париться над каким-то там внутренним ростом. Зачем, раз все такие, вон и в книжках так написано. Серьёзно, Ренья, не верю, что ты не замечал перекоса в сторону "все твари и уроды моральные, им только повод дай". И дело не в зле, которое притягательное и коварное, а в душевной лени и нежелании чего-то там в себе менять. Потому я и люблю куда больше фантастику, чем такие вот "жизненные" истории - там люди хоть меняются и одерживают моральную победу над злом, а не тонут в болоте собственной мерзости. Сам же сказал, идеальный финал для книжки - Лэйнг прошел через все круги ада и остался человеком, но такой финал тут же обзовут наивным и нереалистичным.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии