carpe diem
![](https://i.livelib.ru/boocover/1002070227/200/5ea8/Dzhejms_Ballard__Vysotka.jpg)
С тех пор, как перевернула последнюю страницу этой безумной книги, не могу избавиться от тяжёлого, противного чувства. Это ужас, наверное. Невозможность поверить - ну как люди могут до такого скатиться, как могут за какие-то считанные недели стать из людей грязными, похотливыми, равнодушными ко всему на свете монстрами... И понимание - могут.
Впрочем, в первый раз "Высотка" шокировала меня ещё в фильме - и он был, пожалуй, страшнее книги, потому что вся эта дикая вакханалия возникла перед глазами вживую.
Высотка. Не дом, а мир, вознесённый к самому небу. Сорок этажей, тысячи квартир и всё, что нужно для комфортной и счастливой жизни: бассейны, парикмахерская, магазин, банк, школа... И даже из дома выходить не надо. Спустился или поднялся на пару лестничных пролётов - и весь спектр услуг как на ладони. Отдельная, изолированная от мира вокруг вселенная. Вертикальное государство.
Замечательный, на самом-то деле, план. Прогрессивный. Энтони Ройял идёт в ногу со временем, он хотел как лучше, проектируя высотки. И всё по началу было хорошо, все жители были довольны - ну, так, лишь мелкие неполадки с лифтами и электричеством, подумаешь, ничего серьёзного. Но люди начали искать виноватых и нашли... в тех, кто живёт ниже. Или выше. Вспыхнула вражда, обретшая совершенно дикие масштабы за какое-то ничтожное время. Раздражение, обида, злость накапливались, словно снежный шар, и выплеснулись в целое море грязи. И крови.
И вот уже вспышки насилия и безумия в высотке - обычное явление. Мусор скидывают из окон, дерутся за право проехать на лифте, насилуют женщин, строят баррикады на лестницах... скоро и трупы в бассейне стали нормой. Даже самые нормальные, здравомыслящие жители втягиваются в непрерывный круг насилия и мерзости (что это - тайная сила высотки, коллективное бессознательное, спящие в душе каждого человека до поры до времени звери?), даже самые нормальные и разумные со смехом наблюдают за избиением и чуть не скидывают соседей с крыши.
А под конец оставшиеся на развалинах высотки едят собак, дети играют с костями, и все они... счастливы.
Тяжело и жутко было наблюдать за тем, как очень быстро и очень естественно люди из людей становятся зверями. Как высотка высасывает из них всё человеческое. Как они замыкают сами себя в высотке, ведь только там теперь их настоящая жизнь. Как спешат поскорее покинуть внешний мир и укрыться в надёжных стенах высотки, услышать привычные крики, вдохнуть привычный и ставший родным запах отходов и нечистот. Как они зарастают грязью снаружи и внутри. Как видят в отсутствии насилия неполадку, которую надо срочно исправить. Как некоторые из обитателей просто исчезают, и неизвестно, то ли они уехали, то ли покончили с собой, то ли разлагаются на дне пересохшего бассейна.
Всё это страшно и так достоверно выписано, что хоть на стену лезь - да неужели подобное возможно?!
Не понравился мне разве что однобокий взгляд Балларда на проблему - в его высотке ВСЕ люди сошли с ума, никого разумного не осталось, на ВСЕХ высотка оказала дурное влияние. И сомнительная мораль в духе "прогресс погубит человечество" не понравилась тоже. Но книга препарирует на кусочки своей простотой - будничным тоном в ней рассказывается про самые дикие вещи, - и тем, что люди... правда могут до такого докатиться. Не все и не всегда - но могут же.
Хотя всё же я верю - не над всеми нами властны высотки.
Что я хочу сказать, если судить прям хардкорно и по логике, то конечно автор перемудрил, у нас бы плюнули и ходили бы вниз пешком xD
Ещё хочется сказать: "Они просто не жили в хрущевских коммуналках", когда на целый этаж, полный семей с детьми один душ, туалет или кухня, вот это истинное выживание
Голдиновская мысль в этом романе показана очень здорово, о том, что в нас всегда живет первобытное, зверь, и он завладевает даже самыми добрыми. Энтони Ройял должен быть разумным, однако то, что он строил этот дом и дает в его мозгу сбой, что он тут главный и чернота им завладевает, как Джеком у Голдинга завладела мысль о власти потому, что они главные добытчики и охотники.
Я бы хотел больше глав от лица Лэйнга, он должен был стать аналагом Голдиновского Ральфа, ГГ, однако его очень мало показали( И вообще мне бы хотелось, чтобы в конце именно он сохранил мозг и сумел вырваться из этой системы, тогда это было бы красиво и дало надежду.
Не скажу, что концовка плохая, она отличная, открытая, а додумать можно просто.
разве что однобокий взгляд Балларда на проблему - в его высотке ВСЕ люди сошли с ума не совсем, Рэйн, как помнишь, те, кто мог - сбегали или уежали, их были единицы, просто автор о них не писал, его главная идея была именно в обитателях Высотки. То, что нашлись сбегающие с тонущего корабля доказывает, что не всеми завладевает система.
И сомнительная мораль в духе "прогресс погубит человечество" Мне на эту тему всё советуют сериал "Черное Зеркало", однако я до него не могу добраться) Прогресс - палка о двух концах, отсюда и вариации с концами света и людским сумасшествием, а как можно на такие темы не пофантазировать?
Ну а так - безусловно, великолепное произведение, у меня оно подкреплено мощными впечатлениями от фильма х)
в нас всегда живет первобытное, зверь, и он завладевает даже самыми добрыми
Ну вот с этим я не согласна, потому что, если человек поддался зверю, значит, изначально не был особенно крепок в своей человечности. Что ещё не нравится у Балларда - он-то утверждает, что ВСЕ люди такие, что во ВСЕХ прячутся звери. Я не сторонник настолько мрачного взгляда на людей, мне они как-то более симпатичны х)
А эти мажорчики устроили баталию на пустом месте, у них там не дом, а утопия, всё включено
Вот-вот. И тут снова однобокость взгляда автора - он как бы говорит, что ВСЕ богачи, ВСЕ люди, оказавшиеся в таких условиях, сойдут с ума. Нет, не все, и надо было больше уделить внимания второму варианту развития событий - человек остался разумен даже среди мракобесия остальных. Хотя книжка маленькая, Баллард просто объёма пожадничал
Вот именно, что прогресс - палка о двух концах, но во всех произведениях на эту тему, что я встречала, рассматривается только один конец - плохой. Это неправильно. Одна Рэнд из знакомых мне авторов отдаёт дань прогрессу, которую он реально заслуживает.