carpe diem
![](https://j.livelib.ru/boocover/1000460270/l/f8ea/Rej_Bredberi__Letnee_utro_letnyaya_noch.jpg)
И ещё они безнадёжно одиноки.
Я заметила, что спутник очень многих персонажей Брэдбери — одиночество. Эти славные люди, для которых мир — кладезь историй и чудес, часто остаются один на один со своими мечтами и мыслями, и никого рядом нет, кто понял бы, разделил, поддержал, сошёл бы с ума так же... да хоть просто понял, увидел то, что видят они. Но для окружающих, в том числе жён и друзей, самых близких людей, это не больше чем глупое чудачество. Милое, смешное, порой опасное. «Самые близкие» либо не понимают и отмахиваются, либо переделывают чудаков и колдунов под себя. Так было в рассказах «Ночная встреча» и «Хлеб из прежних времён»
И самое печальное в том, что порой это работает. Чудаки и волшебники оставляют свои мечты и становятся скучными и серыми, как все прочие люди. Эти прочие могут быть и добры, и милы, и дружелюбны, им можно симпатизировать... но их нельзя любить. Они слишком обычные. Слишком скучные. А любимцы Брэдбери — не супермены, они тоже жители всяких мелких городов вроде Гринтауна, они живут, как все, обычной жизнью, только вот в этой жизни есть место чудесам. Тем самым, из детства. Слепящий свет солнца сквозь ветки деревьев, летний дождик, ветер в спину, аромат первых цветов, неспешное движение облаков по небу, шелест книжных страниц... Звуки, запахи, краски, чувства. Почти всегда — летние. Рэй Брэдбери — певец и поэт лета, хотя события не всех его произведений случаются летом. Но даже если промозглой осенью или стылой зимой — дыхание лета чувствуется где-то рядом.
Он безусловно светлый человек, который очень любит жизнь. Любовью к жизни, нет, к Жизни с большой буквы, пропитаны все его истории. Все рассказы в этом сборнике. Но как и с предыдущим сборником, что я читала, «Лекарство от меланхолии», как с летним насквозь романом «Вино из одуванчиков» - герои (а вместе с ними и мы, читатели) не только смеются и радуются, не только дышат полной грудью и любят. Бывает грусть. Бывает горечь. Бывает почти невыносимая тоска — по лету, по людям, по мирам, по чудесам... «Летняя прогулка» - рассказ, овеявший меня теплом и светом, он согрел и ослепил лучами солнца, забрызгал капельками летнего дождя, его читаешь — и улыбаешься во весь рот. Но «Всякое бывает» - рассказ печальный и безысходный, он заставил сердце болеть сожалением и даже гневом: ну почему так, почему так плохо?! Брэдбери умеет, как никто другой, смешить и бить по самому больному, радовать и печалить, вызывать то светлую улыбку и предвкушение чудес, то тёмное отчаяние и безнадёгу. Свет и мрак идут у него рука об руку. Потому что Рэй пишет жизнь.
Но и в самом мрачном мраке у Брэдбери есть лучик света. А все его герои, даже те, кто в конце концов погибли (душевно или физически) или же остались одиноки, были волшебниками. Колдунами и певцами наших, реальных, земных чудес — как и он сам. Да, он отправляет своих героев на Марс, но и на Земле ему хватает волшебства. Самого настоящего, хоть и, казалось бы, такого простого и обычного на первый взгляд. Солнце в листве, вино из одуванчиков за стеклом пыльной бутылки, объятия под дождём, старый, зачерствевший кусок хлеба из прошлого, древние коробки со всяким хламом на чердаке, встреча под тенистыми деревьями поздней ночью... Истории колдуна Рэя может понять только такой же колдун. Вечно юный, чуткий, безумно влюблённый в жизнь. Верный себе и открытый миру. Только такие люди не назовут Брэдбери слишком детским и наивным автором. Устаревшим и не нужным сейчас.
Нет. Он нужен. Он будет нужен всегда.
В солнце, сладость и горечь его страниц проникает в самое сердце и живет там вечно...