...меня вдруг замутило от собственной жизни, которая по сравнению с картиной показалась мне бесцельным, скоротечным выбросом энергии, шипением биологических помех, таким же хаотичным, как мелькающие за окнами огни фонарей.

Книга на самом-то деле и не плохая, нет, в ней много положительных моментов: интересные эпизоды, удачные находки, живые фразы, яркие и объёмные персонажи. Проблема в том, что для меня «Щегол» рассыпался, распался на эти эпизоды, фразы, персонажей, всё было по отдельности и никак не связано одним замыслом, который сшил бы лоскутки в одеяло, сложил бы фрагменты в одну цельную картину.
Я не совсем поняла, для чего же автор написала свой роман, о чём хотела его написать. Искусство? Да, оно было – мама Тео рассказывала ему о картинах, сам Тео видел знаменитые полотна дома у Барбуров, но… мало их, этих размышлений об искусстве, чтобы поверить – оно действительно играло важную роль в жизни Тео. Внезапные философствования товарища из шайки Бориса на эту тему выглядят скорее натянуто и нелепо, чем глубоко. Не разглядела я эту красную ниточку искусства, которая проходила бы через всю жизнь Тео, — да у него интерес к «Щеглу» как к картине, как к творению художника возник лишь под конец, до тех пор «Щегол», замотанный в газету и запрятанный в хранилище, был только символом утраченного прошлого, воспоминанием о маме, о жизни ДО музея.
Антиквариат? Да, Хоби реставрирует мебель, влюблён без памяти в комоды, стулья, столики, в древесину и краску, в изогнутые ножки и запах старины. Пожалуй, именно моменты, связанные с Хоби и его магазином, получились самыми искренними, тёплыми, живыми, в них я поверила, их-то хотелось бы побольше. Но ведь жизни Тео у Хоби отведено не так уж много места, восемь лет, в течение которых Тео окончательно полюбил антиквариат и нашёл своё призвание, из книги выпущены, а взрослый Тео куда больше думает о деньгах и наркотиках, чем о ценности и важности того, чем занят.
Дружба? Я бы так не сказала. Нет, поначалу мне очень нравились отношения Бориса и Тео: двое одиноких, заброшенных, отчаявшихся мальчишек спасались друг в друге, искали опору в посиделках на заднем дворе, прыжках в бассейн и укуриваниям в хлам на детской площадке. И поцелуй показался очень естественным, правильным, — Борис любит Тео, Тео любит Бориса, они так прочно срослись, такие крепкие между ними возникли связи в пустынном, душном, чужом для обоих Вегасе, иначе и быть-то не может. И пускай почти всё, что составляло их дружбу-любовь, — наркота, сигареты и «где бы нам сегодня набухаться?». Но моё восхищение, моя вера в эту связь испарилась сразу же, как только взрослый Борис вкатился в жизнь Тео на шикарной тачке с личным водителем и сообщил, что ещё тогда, в детстве, стащил у него «Щегла». Прекрасно зная, что картина значит для Тео – ниточка в прошлое, к маме, — как она важна и дорога ему. Стащил просто так, с неясными ему самому целями, а потом, много лет спустя, втянул Тео в мафиозные разборки, чтобы эту картину вернуть (не принёс её Тео с извинениями, нет, заставил самого же Тео во всём участвовать и даже убить человека). Какая уж тут дружба, о какой искренней привязанности может идти речь?
Любовь? Сомневаюсь. Да, Тео любил Пиппу, но, по-моему, больше как девочку-которая-была-в-музее-в-тот-день, чем как живого человека со своими ранами, мыслями, интересами. В его чувствах много болезненной зависимости, отчаянной одержимости, в каких-то моментах меня эти чувства даже пугали и отталкивали, а вовсе не восхищали; кажется, Пиппа смогла пойти дальше – сделать шаг прочь от взрыва, травмы, боли, смерти дедушки, — а Тео не смог, и любовь к Пиппе не вперёд его толкает, тянет назад, засасывает ещё глубже в трясину. Отношения же с Китси, конечно, насквозь фальшивка, — не нужна была Тео эта девушка, в её весёленькой, лёгкой атмосфере он лишь спасался от своей темноты.
Можно сказать, что книга о Теодоре Декере, мальчике, который потерял маму и с тех пор ни минуты своей жизни не был счастлив. О его попытках справиться с такой жизнью, вырасти из прошлого, оставить боль и потерю за спиной… нет же, не было никаких попыток, не было ни стремления, ни желания Тео выкарабкаться из ямы, в которую он угодил в тринадцать лет. Наркотики (то есть бегство) были, и это нормальный шаг в становлении такого персонажа, если бы они остались только шагом, ступенькой куда-то вперёд и вверх. Тео топчется на месте. Ничего не делает. К психотерапевту не обращается, жизнь свою не меняет. Я вспоминала Джуда из «Маленькой жизни» — вроде бы то же самое, те же неизлечимые травмы, та же неотступная боль, но ведь нет, Джуд хотя бы старался, он делал что-то, спасал себя. Тео заморожен в том моменте из прошлого, застыл в нём, как муха в янтаре, и… всё. Никакого развития, изменения, эволюции образа, и зачем же он был нужен тогда, этот образ, ну вот правда – зачем?
читать дальше