О женских персонажах.В кино, книгах, сериалах и вообще повсюду действительно не хватает "сильных и независимых женщин". С интересной историей, сложным и осмысленным развитием. Женщин, которые центр истории, а не приложение к ГГ-мужчине. Не функция: родила, борщ приготовила, за мужчиной побегала, материнскую заботу проявила. В детстве, к счастью, у меня были Лира Белаква, Нина де Нобили, девочки Дианы Уинн Джонс, Гермиона Грейнджер, Вайолет Бодлер, потом Китнисс Эвердин, Джин Луиза Финч, Китти Джонс… Много можно вспомнить. А вот с более взрослой литературой сложнее. Я благодарна Айн Рэнд, кроме прочего, за Доминик, Дагни и Киру, именно таких героинь, как у неё, мало где можно отыскать.
Сейчас женщин в книгах и на экране всё больше, и это здорово... НО. Во-первых, я не понимаю, почему так сложно многим женщинам ассоциировать себя с мужскими персонажами (хорошими, конечно), ставить себя на их место и сопереживать им — все они в первую очередь люди, потом уже м и ж. Во-вторых, мне совершенно пофиг на пол персонажа, если его характер, мысли, поступки со мной резонируют, кажутся интересными и близкими. Хотя, кажется, для некоторых тут и впрямь большая проблема — вон на днях в твиттере одна мадам разразилась истерикой на тему того, что мы, пишущие о мужиках, служим патриархату и разрушаем женские судьбы
Пускай будет больше женщин, хороших и классных, я только ЗА. Но желание сделать больше героинь порой воплощается в очень-очень странных и даже гадких формах. Не стоит так делать, пожалуйста:
1) Обвинять автора, что у него в истории нет женщин/мало женщин/женщин меньше, чем мужчин, вводить женщин в сюжет для количества и факта "лишь бы были". Автор имеет право писать и снимать о ком пожелает, он может создавать любых героев, собирать команду/компанию из любых, даже если там две девочки и десять мальчиков. Один этот факт – наличие и количество женщин в истории – ровным счётом ничего не говорит об авторе как о человеке (у-у-у, сексист!) и о самой вещи. И как-то странно выбирать книгу/фильм по принципу пола персонажей. Сколько видела в феминистических пабликах: подскажите книгу без мужиков, а этот фильм дерьмо, ведь там мало женщин, какой мультик показать дочке, чтоб там не было героев, только героини. То же самое в антифеминистических: фу, не буду смотреть этот сериал, слишком много женщин, слишком они выпячиваются, опять эти женщины, достали!
У меня есть семейка, где в центре сюжета девочка, есть путешественник с главным героем-парнем, есть волшебники, где в команде из четырёх героев две девушки и два парня. И все эти персонажи мне интересны в равной степени. Я решила писать о мальчиках не потому, что ненавижу девочек, просто мне так хочется, просто я вижу в этой конкретной истории мальчика, а в той – девочку, или герой/героиня вписались в историю сами именно такими. Пол героя важен в порно и в каких-нибудь завязанных на физиологии штуках. Всё.
2) Топорно и в лоб противопоставлять женщину мужчине/мужчинам. Лучший пример – Кэрол Дэнверс. В сольнике и в Эндгейме её поставили рядом с мужчинами и во весь голос закричали: СМОТРИТЕ, КАКАЯ ОНА КЛАССНАЯ! ОНА КРУЧЕ ВСЕХ! ОНА ВСЕХ СПАСЛА! Кэрол раскидывала плохих парней направо и налево, а Ник Фьюри бегал за ней, как собачка, и беззащитно хлопал глазками. Тони Старка могла спасти только Кэрол, и чуть ли не вся вселенная на ней, и так она занята, неся на своих плечах огромную ношу мира, что даже на минутку на Землю не вырваться. Такой подход не вызывает уважения к персонажу. Не вызывает интереса и желания сопереживать. Он может разве что вызвать глумливое хихиканье и наслаждение у тех женщин, которые ненавидят этих мерзких хуеносцев, не более того.
Снова тут вспоминается Айн Рэнд. И в «Атланте», и в «Источнике» есть главные герои женщины и мужчины. Доминик и Рорк, Дагни и Риарден, Дагни и Джон Голт. Они не выясняют, кто круче, не меряются, у кого больше, не воюют на тему «кто кого сильнее угнетает», и женщина не изображается всемогущей, идеальной, прекрасной рядом с жалким и глупеньким мущинкой. Оба персонажа в этих парах – самостоятельны, уникальны, у них своя история, свой путь. Оба – сильные и независимые, им не нужна чужая слабость и ущербность, чтобы на её фоне казаться лучше, сильнее, независимее. Понятно, что способ преподнесения персонажа, который использовали с Капитаном Марвел, проще, там вообще запариваться не надо, развитие прописывать, поступки и характер придумывать. Самое смешное, что таким же образом часто и мужчин крутыми рисуют — в окружении слабых, тонких-звонких и совершенно бестолковых женщин. Женщинам это не нравится. Но сами они готовы принять точно такую же историю наоборот, потому что сексизм и зеркалочка.
3) Переделывать истории с героями-мужчинами в истории с героинями-женщинами. Например, Охотницы за привидениями. Если вы хотите хороших историй про женщин, хороших сюжетов и образов, почему ленитесь придумать собственную историю, свои сюжеты и характеры? И в чём смысл? Брать готовый (чужой) сеттинг, менять пол персонажам и выдавать это за самобытный продукт, который продвигает идеи гендерного равенства. Нет, оно так не работает. Потому что первое и главное, что может сделать писательница или женщина-режиссёр для феминизма – придумать историю, создать мир, новый, с нуля, как делали это мужчины. Заслуга той же Айн Рэнд не в том, что она писала про интересных женщин, а в том, что она писала свои собственные романы, не занимаясь переделкой чужого.
Сейчас у многих женщин истории, в которых появляются женские персонажи, вызывают просто дикий восторг, порой ничем, кроме наличия женщины в сюжете, не обоснованный. Как обожали Кэрол Дэнверс после выхода сольника, как вопили и гордились, а ведь и качество самого фильма, и образ героини сделаны плохо, скучно, спустя рукава. То же самое, например, с Дейенерис из ИП — пофиг на её неадекватные поступки, главное, что она ЖЕНЩИНА.
А ещё очень часто вижу, как женщины едва ли не издеваются над хорошими историями или просто отказываются их смотреть/читать, потому что там ГГ – мужчина. Пол героев внезапно выходит на первый план и решает всё. Хотя, по-моему, гендерное равенство в искусстве (как и в жизни) обозначает не торжество мужчин над женщинами или женщин над мужчинами, не заострение внимания на м/ж, а понимание – чтобы заслужить интерес читателя/зрителя, его уважение и сочувствие, герой должен быть чем-то большим, чем просто мужчиной или женщиной.
В связи с этим мне очень нравятся книги Скотта Линча. Главные герои — Локк и Жан, но в мире, в котором они обитают, есть женщины, МНОГО женщин, и это ни разу не выпячивается, не подчёркивается всеми возможными способами. Женщины просто... есть. Капитаны пиратских кораблей, телохранители, главы мафий, воительницы, матросы, солдаты, охранники, да кто угодно. И это в сто раз лучше, чем если бы через страницу Скотт Линч вставлял: о, ЖЕНЩИНА-КАПИТАН, о, ЖЕНЩИНА-СОЛДАТ, женщины наравне с мужчинами, женщины даже ЛУЧШЕ мужчин!