Я не могу пройти мимо историй о параллельных мирах, особенно если их пишет любимый автор. Не то чтобы я много читала у Лукьяненко (Дозоры, пара детских фэнтези-книжек, Геном, что-то ещё про космос, кажется), но знаю, как ярко он умеет рисовать образы, какими интересными у него бывают миры, каким приятным и образным язык. А тут ещё многомирье — "Черновик" и "Чистовик" были просто обречены понравиться мне по всем фронтам.
Что ж, с "Черновиком" так и получилось. Я была в восторге с первых строчек. Обычного парня по имени Кирилл ни с того ни с сего некая сила вычёркивает из собственной жизни, и вот уже собака от него шарахается, родители и лучший друг не узнают, в квартире поселилась чужая женщина, а документы рассыпаются прямо в руках. Кирилл узнаёт, что таким образом его завербовали в функционалы, теперь он — таможенник, смотритель башни, из которой открываются проходы в иные миры. Миры разные, необычные, похожие и не похожие на наш, в них происходят разные вещи — не всегда приятные, не всегда хорошие, — и Кирилл хочет во всём разобраться. В первую очередь — понять, откуда взялись функционалы, зачем они нужны, кто ими управляет, кто решает, кого вычеркнуть из жизни и посадить на поводок.
"Черновик" затягивал мирами — чужими, ужасно интересными Землями, тем, что герой может увидеть иную вселенную, всего лишь открыв дверь из своей башни. Я мучилась теми же вопросами, что и Кирилл, переживала за них с Котей, хотела знать больше, понимать больше... закрывала "Черновик" с приятным чувством, что вот дальше-то, дальше будет ТО САМОЕ: история миров, родной мир функционалов, что-где-когда, Кирилл бросается менять миры, а если не их, то хотя бы саму систему с поводками и правилами... Они и собирались это делать с Котей. Примерно пару десятков страниц в начале "Чистовика". И Кирилл даже пошёл на поиски ответов на вопросы, даже что-то там находил, осознавал и решал... но потихоньку я заподозрила, что Лукьяненко меня дурит.
Куда пропала мотивация персонажа? Где причины Кирилла поступать так, а не иначе, где его путь, цели, вехи? По-моему, и сам Кирилл очень быстро перестал это понимать, как, собственно, и автор, поэтому лавочку быстренько свернули и выдали концовку, от которой хотелось вопить во весь голос: ЧТО?! Нет, не может такого быть. Я же ничего не поняла, я так и не узнала самых важных вещей, почему уже финал, почему ТАКОЙ финал? Не было к нему никаких предпосылок. Кирилл свою обычную жизнь не то чтобы слишком любил, не особо-то и переживал, оказавшись от неё отрезанным. Наоборот, он боялся потерять связь с функцией, снова стать человеком... а ведь если бы хотел — запросто мог отойти подальше от башни и привет. Кирилл шагал по мирам с какими-то намерениями, желанием разобраться, что-то сделать, но внезапно, когда всё стало сложно, он такой: "Не, пацаны, я обычной жизнью жить хочу". И променял бесконечную россыпь миров на скуку рутины. Окей, такой выбор тоже имеет право на существование — но обоснуйте его как следует и объясните мне, зачем вообще всё затевалось и зачем нужно было строить историю вокруг Кирилла, если Кирилл в итоге вернулся к началу?
При чём в неизменном виде. Он как был картонкой, так и остался. Ни развития, ни глубины, ничего. Из каких-то личных, уникальных черт Кирилла можно назвать (ха-ха) только его манеру увиваться за всеми встречными девушками (любовная линия с Настей, конечно, тушите свет, зачем была нужна — непонятно). Есть жирные намёки на то, что Кирилл де особенный, он что-то там важное должен был совершить, но что важное, почему особенный-избранный... чёрт его знает.
И в итоге имеется целая система миров, ни один из которых толком не раскрыт, имеются функционалы, чья история так и останется тайной за семью печатями ("у нас нет главного" — не ответ, "мы выбирали тех, кто должен был совершить в своей жизни нечто великое" — не ответ), имеется невнятный главный герой и безыдейное повествование. Да, увлекательно, да, красиво написано, но история рассыпается на кусочки, стоит о ней как следует поразмыслить.
Жаль, жаль. Такие надежды возлагала на эту дилогию.