Озорной мальчишка Моцарт выкатывается на сцену и сразу же приковывает к себе взгляд. Мальчишка же, весёлый, непокорный ребёнок, безумец, ведущий всех вперёд, живущий по своим правилам, без оглядки на мнение кого-то там, вкусы, приличия и моду. Он готов бросать вызов всем на свете, даже епископам и королям, никто ему не указ, и как здорово это показано в словах, в песнях... особенно хороша Place Je Passe, где Моцарт летает по сцене с нотными листами в руках, дерзкий, абсолютно бесстрашный. Свободный. И эта вереница танцующих так правильно вписалась, а потом они в восхищении кружатся вокруг него — браво, Моцарт, браво... Песня свободы.
А ещё был печальный, разбитый, брошенный Алоизией Моцарт в грустной Je dors sur des roses. Дерзкий, со всеми дамами заигрывающий, отметающий все условности и благопристойности Моцарт в Tatoue moi. Обретший мир и счастливый в Vivre а en crever. И чёрт возьми, Микеланджело Локонте сыграл Моцерта во всех его настроениях и состояниях так достоверно... каждое слово, каждый жест, всё по-настоящему. Необыкновенно талантливый актёр. А голос, какой тёплый и волшебный голос!
Но самые жуткие и внезапные метаморфозы происходят, конечно, с Сальери. Всегда спокойным, почти равнодушным Сальери — все вокруг носятся с Моцартом, то хвалят, то поносят его, Сальери же будто плевать хотел и на Моцарта, и на всю эту светскую суету... Но вот Моцарт играет свою музыку, Сальери стоит, слушает и внешне-то совершенно невозмутим, а внутри у него алое, чёрное, демоны пляшут, любовь и ненависть, боль и радость разрывают на части. Le Bien Qui Fait Mal — это что-то с чем-то, такая гремучая смесь разных чувств, такая буря, всплеск эмоций, как в слова и постановке, так и в музыке. А потом была L'assasymponie: зависть, ненависть, восхищение захватили душу Сальери совсем, и вот уже в руках у него нож, то ли чтобы покалечить себя, то ли чтобы покалечить (убить) Моцарта. И Флоран Мот, опять же, так по-настоящему, так живо передаёт все эти резкие смены душевных состояний героя... слов нет. Я хотела бы увидеть это вживую, чтобы аплодировать до боли в ладонях.
Вообще музыка захватывает с первых же минут спектакля, задаёт нужный тон: Penser l'impossible, спетая в два голоса отцом и сестрой Моцарта, а посреди песни входит (влетает) на сцену сам Вольфганг. Как-то очень здорово и правильно это сделано, и много таких моментов в мюзикле. Я люблю театральный язык, порой даже больше, чем кинематографический, — такого не увидишь на экране, только на сцене. Символы, цвета, задний план, актёры на фоне, декорации, метафоры вроде бешеных демонических танцев, свет, звук... ужасно нравится.
Ещё очень зацепила песня отца Моцарта J'Accuse Mon Pere, и как она спета, и как поставлена: фигура отца позади Моцарта, который борется со своим демоном-клоуном, зубастым таким, страшным, сманивающим его на кривую дорожку. И что бы ни говорил отец, его слова падают мимо... сын уже изменился, уже пал.
Ну а последняя песня, Vivre a en crever, дуэт Моцарта и Сальери, Микеле и Флорана... ох, тут моё сердце остановилось совсем. Какая музыка, какие слова, но прежде всего — какая тонкая связь между этими двумя людьми, такими разными, но всё же близкими и важными друг для друга. Моцарт и Сальери обретают мир и согласие друг с другом... жаль, что слишком поздно. Я промолчу насчёт этого взгляда, этого разговора музыкой, этих касаний рук, этих искр, которые так и сверкают между Моцартом и Сальери. Ну шиппер я, безнадёжный уже, что теперь поделаешь.
А вот женские арии и дуэты мне как-то не очень понравились, честно говоря. Может, потому, что я не большой любитель именно таких женских голосов: тонких, звонких, нежных колокольчиков, больше люблю низкие, глубокие голоса, как у Сальери и Леопольда Моцарта. Весьма ошарашила песня Алоизии, с которой она появляется, вот это «бим-бом», блеск и сияние, диковатое платье, взрыв вместо причёски и РЕСНИЦЫ Как-то чересчур мне показался её образ, да и Констанции в общем тоже. Но их история — соперничество сестёр, ревность, желание быть первой, перегнать, поставить на место ту, вторую, — вполне себе тронула.
Вообще внешние образы сбивали с толку: блестючие платья, огромные цветные ресницы, голубой-жёлтый-розовый, ярко нарумяненные лица... До сих пор не поняла, зачем сделано именно так, но, наверное, можно списать на жанр мюзикла: сцена всё-таки, и сама история про безумца-гения Моцарта предполагает как раз что-то такое. Привыкла, и глаз больше не цеплялся.
Волшебно поставлены все номера, декорации сделаны очень здорово и меняются стремительно: вот Зальцбург, а вот уже Вена, светский приём, репетиция оперы, чья-то парадная гостиная, улицы, комнаты... как же от всего этого захватывает дух!
Сами идеи для номеров очень интересные и сыграны так, что проникаешься мгновенно. Le Bien Qui Fait Mal, например, — вроде бы слишком, перебор, скачут какие-то мужчины-женщины в коже, один из них эротичненько обнимает Сальери и таскает по сцене... а присмотришься, прислушаешься и видишь совсем другое. Ну вот люблю я, когда таким гротескным, метафорическим образом передают смыслы в театре.
Что ж, я влюблена в Mozart L'Opera Rock безнадёжно. С воскресенья успела уже раз десять переслушать по кругу все песни, пересмотреть самые любимые номера, переосмыслить кое-что заново. И написать фанфик, ага В пятницу твёрдо намерена показать это ЗРЕЛИЩЕ пока незнакомому с ним человеку, намерена болтать без умолку, рассказывать о песнях, сценах, актёрах, идеях и вообще по полной приседать человеку на уши Просто я не могу, нет никаких сил молчать, «Моцарт» во мне бурлит и требует выхода!
моменты