— Каждая настоящая история — это история, конца которой нет.
Мы с Бастианом, толстым, неуклюжим, не очень-то счастливым мальчишкой забираемся на школьный чердак и открываем книгу. "Историю, конца которой нет". Книгу Бастиан стащил в букинистической лавке, а на чердак залез, чтобы спрятаться от проблем: от задиристых одноклассников, мрачного, совсем ушедшего в себя после смерти жены отца, от всей своей тусклой и безрадостной жизни. Я присела с ним рядышком, и мы... потерялись в стране Фантазии, в приключениях храброго мальчика Атрейо, который должен спасти её от гибели. Должен призвать через границу миров человеческого ребёнка, ведь именно в руках людей судьба Фантазии, от них зависит, получит ли Девочка-Королева новое имя и будет ли дальше освещать Фантазию вечным светом.
И мы даже не заметили, как сами стали героями этой волшебной истории. Мы уже не читали, не листали страницы, мы сами взбирались на спину Дракона Удачи Фалькора, надевали на шею амулет Девочки-Королевы, бродили по Разноцветной Пустыне и Ночному Лесу, беседовали с оборотнем, сражались с тысячью опасностей, встречали новых друзей, открывали новые тайны. И не было конца нашему путешествию. Не было границ фантазии у Фантазии. Мы узнавали её, эту прекрасную страну, всё больше и больше, а заодно и себя узнавали тоже.
Бастиан в поисках спасения для Фантазии оставлял за спиной не только врагов и зло, но и настоящего себя. Слабый, толстый, нелепый, никому не нужный Бастиан не нужен и самому Бастиану, — то ли дело красавец, храбрец, герой, надежда целого мира! Только вот не знал Бастиан, что, пользуясь магией для переделки своего "я", он теряет одно за другим воспоминания о человеческом мире... теряет свою суть, ценнее которой нет и не может быть ничего. Этот мальчик думал, что Фантазия — место, где он сможет стать счастливым, нужным, важным... но дети не живут в Фантазии, лишь наведываются туда время от времени, чтобы помочь, чтобы не забывать, чтобы сотворить ещё несколько чудесных историй. Жить они должны в своём мире. Не сбегать в Фантазию, а просто знать, что Фантазия существует. Гораздо больше сил и храбрости нужно будет Бастиану, чтобы быть Бастианом, а не избранным спасителем с мечом в ножнах и волшебным амулетом на шее.
Я помню "Бесконечную историю" из детства — смотрела когда-то фильм, но ничего не осталось, кроме смутных ощущений: счастье и восторг с капелькой печали и горечи, что-то невыносимо тёплое и доброе, родное. Теперь понимаю, почему так чувствовала в свои десять-двенадцать лет. А теперь я влюблена в эту книжку всем сердцем, я готова ей простить небольшие огрехи — ведь они ну совсем не имеют значения. У Михаэля Энде получилось написать самую лучшую сказку, книгу в книге, в самом деле бесконечную историю — она тем и хороша, что в нашем читательском воображении никогда не закончится. Фантазия беспредельна, её населяют тысячи разных созданий, там могут произойти тысячи разных историй... и точнее всего об этом говорят строки, рефреном проходящие через всю книгу. "Но это уже другая история, и мы расскажем её как-нибудь в другой раз". Сколько таких историй случится или уже случилось в Фантазии, сколько событий, открытий, чудес, подвигов совершено или только свершится!
Ведь прав букинист Карл Кореандер: каждая настоящая история — это история, конца которой нет.