Когда-то давным-давно читала книгу Маргарет Этвуд, и при всех её достоинствах, при всём ужасе картины мира меня не отпускал вопрос: а как, собственно, мир докатился до жизни такой? Америка-то, с её свободолюбием и базовым уважением к правам человека? Была надежда, что сериал это белое пятно заполнит, чуть лучше объяснит, и в самом деле, есть флешбеки о прошлом Джун, Эмили, Яснорады, Ника, в которых как бы показан путь до Галаада. Но именно "как бы". Я всё равно не поняла, каким образом люди, яростно митинговавшие против речей Яснорады о боге, гендерных ролях, плодитесь-размножайтесь и т.д. (они же там едва не убили её!), допустили, что их страна превратилась в такое. А допустили, конечно, люди, — вопреки странным убеждениям, мир сам не меняется, режим сам не устанавливается, антиутопия сама не воцаряется. Что-то случилось с людьми, где-то они не досмотрели, где-то остались равнодушны и отошли в сторонку — не касается, мол, нас, ну политика какая-то, пропаганда, реформы, законы, не до этого нам, у нас кредиты и дети, это пустяки, да и на митинги ходить слишком опасно... И наступил Галаад. Нам остаётся лишь гадать, как именно наступил, как умудрились миллионы женщин (и мужчин тоже) отдать свою свободу, как группка религиозных фанатиков захватила власть целиком... Но Галаад наступил, и он — ужасен.
Больше нет людей, есть чистые функции, роли. Командоры — богатые мужчины, Жёны — собственно, их супруги, которым просто повезло быть таковыми, Марфы — бесплодные женщины, которые прислуживают по хозяйству Командорам, Хранители — мужчины, охраняющие порядок в домах и на улицах, Тётки — женщины, видимо, высокого рода, которые обучают Служанок. Сами Служанки — женщины, которые могут рожать и потому ценны для Галаада с его демографическим кризисом. Есть ещё Неженщины — все неугодные и бесполезные, в том числе, конечно, "гендерные изменницы", куда без них в царстве религии и сексизма.
В этом мире плохо всем. Я не хочу, как некоторые (не хочу писать "многие", но их действительно много) зрительницы, видеть в Галааде только притеснение женщин; безусловно, именно им хуже всего, ведь у истоков стоят такие ублюдки, как Уотерфорд, с его философией, мол, все женщины — мерзавки и шлюхи, а все мужчины — боги в обилке человечьем. Плохо тут всем женщинам, Марфы они, Служанки, Жёны... неважно: свободы нет ни у кого. И даже Яснорада, приложившая руку к появлению Галаада, в конце концов понимает: всё, её здесь больше нет, она не личность, она имеет ценность ровно до тех пор, пока бессловесно подчиняется мужу.
Но мужчинам плохо тоже — я имею в виду нормальных мужчин, не уродов, таких мужчин, как Ник, Айзек, новый Командор Эмили. Как Люк. Они-то вовсе не хотят загонять женщин в рабство, насиловать их, пользоваться ими, они видят в женщинах людей и любят их по-настоящему. И да, им безусловно живётся лучше, чем женщинам, их дискриминация в такой же мере не коснулась. Но Галаад безжалостен ко всем без разбора, там спокойно могут убить и мужчину, если он не вписывается, не желает играть свою роль и занимать своё место. В Галааде, помимо сексизма, есть расизм и классизм, о гомофобии и говорить нечего. Это система, выстроенная на -измах разного толка, на стереотипах и нетерпимости, и нормальным людям, кто бы они ни были, мужчины или женщины, в таком мире жить невозможно.
Я не могла ни одной серии выдержать молча. Мне надо было ругаться, кричать, реветь, потому что такой несправедливости, такой жестокости я давно уже не видела на экране. Больно, чуть ли не физически больно на сценах, где Эмили вынуждена смотреть, как убивают её любимую, где Джанин выкалывают глаз просто за то, что слово лишнее сказала, где Иден и Айзека мучают ... И таких сцен — не счесть, в каждой серии, особенно во втором сезоне. Хочется вопить и лезть на стены, вопрошая: да какого чёрта, они же люди, вы люди!!
Джун нельзя не восхищаться. У неё отобрали всё — мужа, ребёнка, потом и второго ребёнка тоже, свободу, а она боролась, продолжала биться за себя и за детей, даже когда её ломали в первый, пятый, десятый раз... Вопреки всему, что делали с ней, Джун оставалась Джун — умной, упрямой, язвительной, готовой решительно на всё ради свободы. Она мне очень нравится, и потому её поступок в последней серии второго сезона вызвал, мягко скажем, недоумение. Спойлерыспойлерыспойлеры
Самый противоречивый персонаж, конечно, Яснорада. Ещё в свободной Америке она, умная, сильная женщина проповедовала низведение женщин до роли маток, и тут я не могу сочувствовать ей, как ни пытаюсь. Да, гендерные стереотипы были живучи и в то время, но, во-первых, явно не так дико, как в нашей Россиюшке, а во-вторых... ну чёрт возьми, она взрослая женщина, она умеет думать своей головой, она видела вокруг миллион примеров женщин независимых, свободолюбивых, не привязанных к деторождению. И я просто отказываюсь перекладывать вину целиком и полностью на плечи Фреда. Да, возможно, она его слишком любила, а он задурил ей голову, но это НЕ оправдывает то, что Яснорада потом сотворила не со своей жизнью даже — с жизнями сотен женщин. Она видела, как страдают Служанки, как их насилуют, калечат, убивают, и даже если допустить, что её голова забита напрочь религией и женщинадолжна... где банальное человеческое сочувствие? Не все Жёны так мерзко вели себя со Служанками, как она с Джун.
Конечно, мне жаль её. Больно смотреть, как внутренний конфликт разрывает её на части, ведь даже в Галааде, с таким ублюдком, как Фред, она не утратила себя полностью, она ещё хотела что-то решать, хотела иметь голос... Мне кажется, то, как поступил с ней Фред в конце, сломало её до конца. И она имеет шанс восстать из пепла, но уже с иным взглядом на мир; может быть, они с Джун объединят свои силы и вырвутся на свободу. Но как-то уж слишком часто эта женщина кидается из крайности в крайность: то пишет вместе с Джун статьи, то выдирает у неё из рук ребёнка, то проявляет понимание, то "ставит на место". До сих пор не знаю, как относиться к ней.
Определённо нравится Эмили — ещё один крепкий орешек вроде Джун, и я всеми силами болею за неё, за то, чтобы она в Канаде нашла свою семью и стала счастливой. Слишком много ей пришлось вынести. Ещё прекрасна Мойра, бой-женщина, их общие с Джун воспоминания до слёз просто. Иден... Иден вызывала горькую жалость и желание выть, ведь эта юная, светлая девочка — безупречное порождение Галаада; она воспитана им, она не знает другой жизни, ей в подкорку вбили эти правила о женщинах и мужчинах, гендерных ролях и т.д. Ей по-настоящему трудно и странно было, когда Ник не ответил на её чувства — муж и жена обязаны любить друг друга! А потом она узнала настоящую любовь с Айзеком, и эта любовь погубила её. Бедная крошка Иден, чистая, добрая девочка, она-то в отличие от остальных истинно верила, хотела жить по заповедям Бога о любви и верности... слишком честной была, не смогла соврать ...
Женщины в комментариях кричали, мол, какого чёрта в феминистический сериал добавили не-уродских мужчин, и опять мужчины, сколько можно... А мне нравится Ник. Люк тоже хороший и славный, их семейные сцены с Джун и Ханной прекрасны, но Ник всё-таки показал себя в критических обстоятельствах и много сделал для Джун. Правда, я не совсем разобралась, кого всё-таки любит Джун — своего мужа или Ника... чувства к последнему останутся долговечны или пройдут, потому что возникли под влиянием безумия Галаада? Не знаю, но в любом случае — Ник лапушка, хоть бы он тоже смог выбраться из Галаада и всё у них с Джун, вместе или по отдельности, было хорошо.
Немного жаль, что так мало внимания уделили Канаде и тем, кто всё-таки добрался до неё. Да, есть контраст этого свободного мира с клетками Галаада, но всё-таки почему никто не предпринимает каких-то диверсий, не знаю, хоть чего-то серьёзного, чтобы вытащить женщин из соседней страны? Конечно, они не обязаны решать чужие проблемы, но всё же там теперь много родных и близких тех, кто остался в Галааде, неужто они ничего, кроме отчаянного ожидания, не пробуют предпринять? Надеюсь, именно эта нераскрытая ветка станет ведующей в третьем сезоне.
В глаза бросается сгущение красок, словно авторы сериала поставили целью сделать его как можно более мрачным и жутким, греша кое-где логикой и проработкой. Возникновение этого мира толком не прописано, хотя уж казалось бы, какой простор, два сезона, можно было дорисовать то, чего не получилось в книге. Некоторые эпизоды выглядят так, словно добавлены нарочно, чтобы нагнать жути: например, когда накануне родов Фред насиловал Джун. Какой в этом смысл? Каким таким удивительным образом изнасилование помогло бы ребёнку появиться на свет? Метания Яснорады очень уж истеричны — в том плане, что авторы будто сами не знают, что же она думает и чувствует на самом деле. Ну и много таких мелочей, во втором сезоне особенно. Я всё-таки думаю, что сюжет можно было начать и закончить за два сезона — но готова простить все недостатки, потому что они оправданы. Да, эта история должна быть максимально жёсткой, страшной и тяжёлой. Да, Галаад надо было показать со всех сторон, во всей его дикости и жестокости. Я вижу в этом сериале не столько гротескное изображение всех тех вещей, что уже вольготно существуют в мире, а уж в нашей стране и подавно, а прежде всего предупреждение. Нельзя махнуть на свой мир рукой и думать, что кто-нибудь как-нибудь сам порешает все спорные моменты и сложные вопросы. Нельзя оставлять без внимания тревожные звоночки, когда, например, приняли какой-то ущемляющий закон или слишком глубоко позволили религии войти в общественную жизнь. Нельзя из сиюминутных соображений выбирать пресловутую стабильность и невмешательство, потому что в конце концов вмешиваться станет поздно. Такую штуку, как Галаад, скорее всего разрушить нельзя, из неё — только бежать как можно дальше.