Посмотрели вчера с братом сложный фильм. Сложный - не в смысле какой-то модернистской путаницы, а потому, что он оказался не тем и не про то, что обещали хотя бы жанры. "Оно приходит ночью" - не ужастик, не верьте, из страшного там парочка скримеров, и то всунутая ради привлечения тех, кто за ужасами пришёл. На самом деле это триллер - да, а ещё антиутопия с неведомой болезнью, косящей направо и налево население Земли, и психологически непростая история о том, что делают с людьми критические обстоятельства и ужас перед смертью.
Сама антиутопия осталась за кадром - я бы даже сказала, сильно за кадром. Про эпидемию болезни узнаем только из синопсиса и одной-единственной фразы персонажа, мол, как только в городе начали появляться первые заболевшие, мы решили уехать. Про саму болезнь тоже ничего - откуда она взялась, что делает с людьми, почему её источник для героев фильма находился в лесу... С одной стороны - плохо, в таких историях я хочу хотя бы немного понимать, что происходит и по каким причинам, с другой - ситуация в целом понятна, и сосредоточен фильм не на ней вообще, а на конкретных людях, спрятавшихся от болезни в доме в лесу.
И вот они живут там, обеспечивают себя, как могут, ходят в противогазах, чтобы не заразиться, надёжно запирают двери дома, отгородившись от опасного мира. Но однажды им приходится принять к себе чужаков - семью с маленьким ребёнком, о которой они почти ничего не знают, а то, что знают, возможно, и не правда вовсе. Именно это решение в конце концов перевернёт их жизнь с ног на голову.
Брат назвал меня наивной после фильма, для него история однозначна: доверять можно только своим, в рушащемся мире ты должен стоять за себя и своих близких, на остальных людей, будь даже они последние на Земле, кроме тебя, плевать. Для меня всё было чуточку сложнее. По-моему, фильм этот - о том, что делает с людьми страх, даже самая расплывчатая угроза смерти. Что могут натворить напуганные до смерти люди, которым отчаянно хочется жить.
Фильм не даёт вынести однозначное суждение, понять, а что же там случилось-то, в этом доме в лесу. Нам намеренно не дают узнать, а был ли мальчик Эндрю действительно болен, поэтому ли он плакал, Уилл и Ким из-за его болезни не хотели впускать Пола в свою комнату или же потому, что боялись - этот нервный, излишне настороженный и напуганный человек может пристрелить их с порога. Лично я склоняюсь к последнему варианту. Мне кажется, Эндрю не болел, а его родители просто испугались - Пол действительно с самого начала боялся высунуть нос из дома, всюду ему виделась угроза заражения, и к Уиллу он с первых же минут относился как к бомбе замедленного действия. Уилл и Ким поняли - один неверный шаг, и Пол тут же убьёт их с ребёнком вместе. Эндрю слишком мал, чтобы дотянуться до задвижки и открыть дверь - он не мог дотронуться до собаки и тем самым заразиться.
С другой стороны - непонятная ложь или полуправда Уилла о его брате, который вроде есть, а вроде нет. Может, брат умер от болезни, а Эндрю заразился от него, просто симптомы проявились не так быстро.
Мы не знаем точно - и от этого страшнее всего. То ли Пол убил целую семью (в том числе трёхлетнего малыша) потому, что реально защищал себя и своих близких от верной угрозы, то ли спятил от страха и застрелил здоровых, ни в чём не виноватых людей... Потому и с отношением к персонажу определиться толком не выходит. Лично мне Пол отвратителен - он, как и зрители, не знал, не был полностью уверен, что Эндрю болен, что даже в этом случае спустя какое-то время Ким и Уилл вернутся, чтобы забрать остатки их еды... и всё равно, не колеблясь, убил ребёнка, а потом и его родителей. Убил троих человек. Взял и убил, хотя, кто его знает, может, они были последними или одними из последних людей на поражённой болезнью планете.
И мне его не жаль нисколько, он заслужил то, что произошло после. Трэвиса жалко, да, он-то прекрасно понимал, что его отец сошёл с ума от страха, он-то - голос разума, к которому, в силу возраста, взрослые и не думают прислушиваться. Но Трэвис мог заразиться не от Эндрю - от деда, умершего в начале фильма, например, от собаки, или просто подхватить болезнь, витавшую в воздухе, они же все нисколько не боялись рубить дрова и бродить возле дома без противогазов.
Неопределённость эта делает фильм действительно страшным. Он слегка затянут, до середины скучноват, но такие ужасы - без жутиков и монстров, в духе некоторых произведений Кинга - я действительно люблю. Это очень страшная история о людях - только о людях, оно, которое приходит ночью, не было ни чудовищем, ни инопланетной тварью, ни ожившим трупом, хотя напряжение и ожидание чего-то мистического старательно нагнеталось. Жуткое оно в лесу - это скорее... страх перед болезнью, перед смертью, отчаянное желание выжить, безумие, которое напрочь отрубает у человека человечность. Брат назвал Пола, Сару и Трэвиса глупыми - мол, они впустили в дом чужаков и поплатились за это, но как по мне - это был их единственный верный поступок тут. Они повели себя как люди, а потом Пол превратился в зверя: инстинкт самосохранения отшиб у него разум и понимание, что человек - не животное, не раб инстинктов, он может управлять своим страхом даже в критических обстоятельствах, он может остановиться и подумать: а правда ли есть риск, а правда ли мне и моим близким угрожает опасность, а так ли она велика, чтобы хвататься за оружие? Действительно ли можно покупать свою безопасность жизнями других людей?
Страшный фильм. Мне было жутко, и горький привкус остался до сих пор.