Мне кажется, авторы, которые пишут книги о травле в школе, либо сами не имеют ни малейшего понятия, что такое вообще школа, либо намеренно сгущают краски, чтобы нас, читателей, напугать и впечатлить. Не вышло. Я работаю в школе, и мне не верится в этот мрак-кошмар-ужас-беспредел.
Начнём с того, что, помимо директора, школой рулят: завуч, социальный педагог, психолог. В том, что касается трудных детей. Ладно, допустим, отсутствие социального педагога можно списать на маленькой городок - наверное, там всё не как в больших, не знаю, честно. Но куда девался завуч, который точно есть в каждой школе? Завуч, между прочим, гораздо активнее занимается делами школьников, чем директор, больше о них знает, вникает во все дела, в том числе в асоциальное поведение некоторых лиц.
Ладно, допустим, завуч исчез, ушёл в отпуск, уволен или ещё что. Но не могут, простите меня, просто не могут ВСЕ учителя поголовно быть слепыми, глухими и бездушными. Здесь Томе посочувствовал только физрук, но в настоящей, не надуманной школе травлю давным-давно заметил бы хоть кто-то, тем более Стас и не таился вовсе. Заметил бы и пошёл либо к директору, либо к социальному педагогу (которого здесь нет, и это странно), либо сразу в полицию. Равнодушие учителей никак не объяснено - они директора боятся, место не хотят потерять, просто твари без сердца? Да кому какая разница, просто автору нужно, чтобы учителя не вмешивались. То же самое - родители. Да я никогда не поверю, что мамы-папы замученных Стасом детей (а их было много, судя по всему, не только Тома и компания), увидев, что директор не спешит наказывать мальчишку, не додумались пойти в полицию. Коллективно. Доказательств было полно, свидетелей тоже, если бы кто догадался развернуть процесс - всё, Стасик давно попал бы в эту свою исправительную школу.
Но здесь какой-то другой мир, мало похожий на реальность. Здесь всё и все против Томы. Стас безнаказанно обижает её, и даже физрук, который сказал, что защитит девочку, незаметно слился после одной сцены. Всем плевать, все ослепли и оглохли, никому нет дела до несчастных жертв.
Чепуха. Не бывает так.
А теперь что касается самой Томы и её отношений со Стасом.
Тому мне как-то не совсем жаль. Вроде бы - да, бедная девочка, подвергается жестоким издевательствам со стороны бывшего друга, жить спокойно не может, боится любой тени, медленно сходит с ума. Но, как и мир в этой книжке, Тома - не настоящая девочка. Не живая. Картонка. Кроме того, что она в детстве дружила со Стасом, мы о ней не знаем ничего - что любит, чем увлекается, о чём мечтает? Это не персонаж, это собирательный образ всех на свете стереотипных подростков: в голове только мальчики и платья, с подружкой болтает лишь о мальчиках и платьях, учёбу терпеть не может, на уроках занимается всякой ерундой, распивает алкоголь. Они там все, эти подростки, такие, одного от другого без имён не отличишь. И как будто не страшно - шестнадцать лет, все мы такими были... Не были. Даже в шестнадцать у меня и моих одноклассников имелись увлечения, интересы, мысли о будущем, разговоры о чём-то кроме парней и шмоток. И, по крайней мере, мы все были разные, а не под копирку.
Так вот, этой картонной девочке не особенно вышло сочувствовать, потому что и проникнуться ей автор нам не дал. Картонка же. И за её страданиями наблюдаешь как бы со стороны. А в какой-то момент Тома и вовсе начинает бесить своей невероятной глупостью. Хорошо, я не бывала в такой ситуации, я не могу поставить себя на место Томы и в полной мере понять, что она думала и чувствовала, но, боже мой, какая глупая девочка! Сто раз за книгу она пожаловалась, мол, никто мне не поможет, никто меня не поймёт, учителям плевать, в полиции плевать, психологу нет дела... А ты попробовала хоть раз пойти к психологу, к учителям, в полицию? Сделала хотя бы что-то, чтобы заявлять, какие все бездушные и меркантильные? Нет, просто по законам этого мира всем взрослым полагается не иметь глаз, ушей и сердца, а детям - молча страдать. Одна-единственная попытка взять и прямо рассказать той же бабушке о Стасе - и началось бы расследование, собрали бы кучу доказательств, опросили бы кучу свидетелей. Повторюсь - Стас не таился, все его выкрутасы были как на ладони.
Наверное, дело в том, что Тома захотела не решать проблему, а терпеть. Поэтому ей сочувствуешь ещё меньше - она ведь хотела, вот и делает, терпит. Смысла в этом не было никакого, Стас постоянно доказывал ей, что того мальчика из детства больше нет, точнее, он есть, но очень-очень глубоко, и без толку пытаться менять его, взывать к чувствам и совести... Тома решила, что сможет. И страдала. Никакого уважения к себе в этой девочке нет, есть только глупая, больная, ни на чём не основанная любовь к парню, который методично ломает ей жизнь и психику. Опять скажут - она же подросток! Ну и что? Подростки, к счастью, тоже бывают адекватными, да что там - герои детских книжек лет двенадцати-тринадцати ведут себя более разумно, чем Тома.
А финал убил своим полным идиотизмом. Единственное, что не давало мне потерять веру в эту книжку, - надежда, что в конце Тома обретёт уважение к себе, станет уверенной и сильной, начнёт с чистого листа. Почти так и случилось - у Томы наконец спокойная жизнь, хороший, заботливый, любящий парень... но зачем это нужно, в самом деле, надо бросить всё и бежать к Стасу, к тому самому Стасу, который издевался над тобой, швырял тебе в лицо раскалённые угли, совал тебя под кипяток, гонял, позорил и мучил. Ведь ты же его ЛЮБИШЬ!
Как мне надоел этот стокгольмский синдром везде и всюду. Этим нужно восхищаться? Уважать Тому за то, что она махнула рукой на себя и осталась такой же глупой слабой девочкой? Что вообще хотела нам сказать эта книга?
Ещё вопрос: на обложке стоит 18+, значит, читателей возраста Томы у неё, по идее. не должно быть. Но взрослым людям о скучной, растянутой на десятки страниц жизни подростков читать неинтересно, в такой картонный мир и героев они не поверят... для кого вообще написан "Мой лучший враг"?
И два слова о том, как именно он написан. Бывает, что в янг-эдалте плоский, бесцветный, никакой язык - почти всегда в нём так, но читать хотя бы можно. А такого паршивого языка я не видела ещё ни в одной книжке. Он не скучный, он откровенно плохой и безграмотный, как будто школьница писала: ошибки в сочетании слов, рубленые предложения и постоянные повторы-повторы-повторы. Куда смотрел автор? Куда смотрел редактор? Неужто нельзя было хоть немного почистить книгу, прежде чем выпускать в печать?
Пока худшее, что я читала в серии "Онлайн-бестселлер".