Теория психоанализа Фрейда, изложенная когда-то Ренье. Писала это во времена большой увлечённости Фрейдом. Пускай лежит здесь. Любопытно, что я уже немного иначе отношусь к психоанализу - меньше доверия и куда больше неприятия того, что нами, людьми, управляют какие-то вспышки в бессознательном и половой инстинкт. Это совсем не вяжется с моей нынешней философией. Безусловно, в чём-то Фрейд прав, - но не в том, что мы просто игрушка бессознательного и своей "животной" природы.
читать дальшеТеория Фрейда о психоанализе построена на бессознательных психических процессах. Фрейд утверждает, что у нас есть целый пласт таких процессов – мы не имеем о них понятия и не можем их контролировать. Они не зависят от сознания. Наоборот, бессознательное – то, что нашим сознанием вытесняется, зачастую намеренно, чтобы избежать чего-то неприятного, нежелательного и болезненного. Существуют бессознательные процессы, которые были до каких-то пор сознательными, но обрели автоматизм и поэтому уже не требуют контроля – привычки, действия в частых и привычных ситуациях. Но в основе психоанализа лежит именно вытесняемое, выдворяемое в область бессознательного. Фрейд полагает, что очень многие вещи в жизни людей связаны с этим. Сновидения. Оговорки, описки, ослышки. Потеря каких-то предметов. Забывание. Корень этих, казалось бы, мелких явлений нужно искать в бессознательном.
Психоанализ – это метод «лечения души» людей, больных психическими расстройствами. В большом смысле он был придуман именно для этого. Причины странного поведения и тревог человека психоаналитик ищет в сновидениях, ошибках, оговорках и так далее, прокладывая от них дорожку к его бессознательному. В бессознательное попадают такие вещи, которые по разным причинам для нас неприемлемы. Какое-то противоречащее нашим взглядам желание – не успевая толком возникнуть, оно уже вытесняется сознанием. Желания, противоречащие нормам общества. Страшные мысли, которые совсем не хочется признавать. Все, что нельзя показать другим людям и себе, уходит в бессознательное, но не исчезает безвозвратно, и явный либо слабый след этих неосознанных желаний, мыслей и чувств можно найти. Сознание контролирует наши поступки и мысли. Запретное не может быть допущено туда. Фрейд называет механизм, отвечающий за блокировку таких запретных вещей, цензурой. Цензура стоит на страже нашего душевного покоя. Но бессознательное хочет быть осознанным и поэтому показывает себя в пустячных, вроде бы незначительных проявлениях, на которые человек редко обращает внимание. Сновидения, оговорки, ошибки… Эти маленькие явления несут в себе большой смысл. Психоанализ занимается тем, что ищет путь от самой оговорки (описки, ошибки, сновидения) к чему-то подавленному, лежащему в основе. Зачастую именно такие подавленные в себе желания, страхи, мысли и чувства являются причиной неврозов.
Но даже обычному человеку это может пригодиться, чтобы лучше понять себя. Фрейд считает, что не бывает действия без причины. Любого, даже самого мелкого. Если человек оговаривается – он оговаривается так и только так не случайным образом. Он видит такое и только такое сновидение не случайным образом. Ничто не случайно. У всего есть причина. У людей, больных неврозами, возникают странные симптомы – навязчивые и бессмысленные действия, неразумные страхи, тревога, беспокойство и проч. До Фрейда многие называли таких людей больными и даже не пытались разобраться в причине странного поведения. А между тем они не больны – во всяком случае, не безнадежно, - их можно привести в нормальное состояние, если как следует поработать с их бессознательным. Психоанализ – долгий, трудный процесс, и трудный потому, что, раз в бессознательное вытеснено что-то неприятное, стыдное человеку, значит, он будет изо всех сил сопротивляться тому, чтобы это неприятное и стыдное вытащили наружу. Задача психоанализа – вскрыть бессознательные причины поступков и состояний человека и перевести их в область сознания. Осознание этих причин – первый шаг к выздоровлению и полному пониманию себя. Психоанализ – разговор между пациентом и врачом, и больше ничего. Никаких других методов не используется.
Оговорки, описки, ослышки, очитки называют «ошибочными действиями». Человек хотел сделать одно, а сделал совсем другое. Но, по теории Фрейда, как раз в этом ошибочном действии человек сделал (сказал) то, что и хотел сделать (сказать). Хороший пример такого действия – депутат объявляет открытие заседания словами «Предлагаю объявить наше заседание закрытым». Он, конечно, должен был сказать «открытым», но как будто перепутал слова. На самом деле в этой пустячной оговорке проявляется отношение депутата к заседанию – оно ему не интересно, не нужно, он вовсе не хочет его открывать и уделять ему время, он предпочел бы сразу его закрыть и разойтись по домам. В оговорках и описках небольшое значение имеет сходство слов по звукам и написанию, но сходство это – не самое важное, в основе оговорок, описок и тому подобных явлений лежит нечто неосознаваемое. Другой пример – в разговоре с коллегой, которого на самом деле не уважает и не считает достойным, человек говорит: «Я не склонен (вместо «не способен») оценить заслуги моего коллеги». Оговорившись, человек говорит прямо обратное тому, что собирался сказать.
Существует другая причина у оговорок. Она связана с какими-то мыслями или событиями, занимавшими человека незадолго до того, как он произнес эту оговорку. Другие события и мысли, не те, о которых он говорит сейчас, беспокоят его, зачастую неосознанно, и проявляют себя в речи. С описка наш душевный покой.
И последняя, весьма частая, причина оговорок – человек решил ни за что не допустить проявления в речи своего истинного отношения к предмету разговора. Например, он общается с человеком, к которому испытывает неприязнь. Решив скрывать эту неприязнь изо всех сил, он оговаривается и в словах все же показывает свое настоящее отношение. Подавляемые мысли и чувства ищут выход и находят его. С описками то же самое.
Очитки и ослышки происходят немного иначе, чем оговорки и описки. Человек имеет дело с продуктом чужой мысли, не своей, и, казалось бы, у него нет причин прочесть (услышать) чужие слова иначе. Очитка (ослышка) может произойти потому, что человеку неинтересно то, о чем он читает (слушает), и он подставляет на место скучных и не важных слов что-то более интересное и важное для себя. Причина, более близкая к бессознательному, заключается в том, что текст (чужая речь) может быть связан с неприятной для человека темой, неприятными воспоминаниями, либо собеседник ему неприятен или ассоциативно связан с кем-то (чем-то) другим, тоже неприятным и болезненным. Цензура блокирует эти неприятные вещи, и человек читает (слышит) совсем другое слово вместо того, от которого может возникнуть ассоциативная цепь к неприятному чувству, неприятной мысли, человеку, событию. Цензура старается сделать так, чтобы неприемлемые вещи из бессознательного не достигли сознания и не нарушили
К ошибочным действиям так же относятся случаи пропажи каких-либо предметов. Человек теряет вещь и никак не может её найти. Фрейд приводит как пример такую ситуацию. Муж и жена живут без нежных чувств друг к другу, муж имеет к жене претензии, считая её слишком холодной и черствой. Как-то раз она дарит ему книгу, он обещает её прочесть… и куда-то девает её так, что не может отыскать. Но после того, как отношения между супругами становятся лучше и муж меняет своё мнение о жене, книга тут же находится в каком-то глупом и очевидном месте. Такие случаи Фрейд называет «затеривание». Не потеря, а затеривание, т.е. поступок, совершенный человеком намеренно. Он, конечно, не осознавал, что специально прячет предмет, связанный с неприятным человеком или неприятной ситуацией в жизни – с чем-то, о чем не хочется думать, - но, когда причина затеривания исчезает (изменение отношения мужа к жене), то и предмет находится сам собой.
Случаи забывания происходят по тем же самым причинам. В их основе – то же скрытое и неосознаваемое намерение, желание. Верно говорят, что, если тебе что-то важно, ты об этом не забудешь. Человек, забывший о встрече, забыл о ней потому, что вовсе и не хотел на неё являться. Человек, забывший дату рождения знакомого, забыл её потому, что знакомый не вызывает у него симпатии.
Причины ошибочных действий в разных случаях и у разных людей – разные. Но, так или иначе, они всего связаны с бессознательными процессами, намерениями, желаниями, чувствами, мыслями. Через такие мелкие явления жизни, как описки, оговорки, ослышки, затеривание и забывание, пытается показать себя нечто подваленное человеком. Оговариваясь или забывая о чем-то, человек может и вовсе не знать, в чем причина этих явлений – бессознательное проявляется без ведома хозяина.
Почти самым главным источником проявлений бессознательного Фрейд считает сновидения. Его метод толкования сновидений таков – пациент рассказывает все сновидение, а психоаналитик задает по разным его элементам один вопрос: что вам приходит в голову насчет этого? Мысли, спонтанно пришедшие к пациенту, даже самые глупые и странные, как раз самые глупые и странные в первую очередь, и есть ключ к тому, что лежит в основе сновидения. А в основе, как и с ошибочными действиями, - бессознательные процессы. Именно во сне бессознательное проявляет себя наиболее активно. Когда человек спит, цензура ослабевает контроль над сознанием, ведь сознание во сне почти полностью отключается. Сон – самое лучшее состояние для того, чтобы скрытые и подавляемые во время бодрствования вещи могли предстать перед хозяином. Психические процессы ослабевают, замедляют работу, и появляется шанс для бессознательного выйти вперед.
Сновидения нельзя толковать напрямую. Если человеку снится, как он ест яблоко, это вовсе не значит, что он хочет съесть яблоко. «Чистые», однозначно толкуемые сновидения у взрослых бывают редко, у детей – всегда. Над сновидениями взрослых людей трудится цензура. Она и здесь пытается оградить человека от вытесненных желаний и мыслей, поэтому применяет к содержанию сновидения такие процессы, как сгущение, смещение и замену явного смысла символами. Именно поэтому нам часто снятся очень странные и непонятные сновидения – такой путаницей цензура хочет спрятать истинный смысл.
Сновидения всегда связаны с дневными впечатлениями, при том впечатлениями, которые возникли не так давно, почти наверняка в этот же день. Какие-то обрывки недавних событий, пусть искаженные, проявляются в сновидениях. Большую роль играют впечатления и воспоминания детства. Но самая важная часть – бессознательные желания. По Фрейду, сновидения всегда есть исполнение желания, пусть и представшее там в образной, странной, не явной форме. Именно потому, что желание в дневной жизни неприемлемо, стыдно, страшно, там оно осуществиться не может. Но желание не уходит, оставаясь в бессознательном, и человек все же воплощает его – во сне. Сновидения детей, в отличие от взрослых, связаны с осознанными желаниями – ребенок хочет мороженое, но не получает его в реальной жизни, и ему снится, как он ест мороженое.
Понять значение элементов сновидения можно с помощью ассоциативной связи. Когда снится один человек, может иметься в виду совсем другой человек, каким-то образом связанный с первым – по ассоциации можно раскрыть личность того, о ком было сновидение на самом деле. Замена одного человека другим – тоже способ цензуры спрятать истинный смысл содержания сновидения. Ассоциации бывают и другими. Например, снится, что ты сидишь в закрытом ящике, смысл этого – ты ограничиваешь себя, не даешь себе свободы жить так, как хочется. При толковании сновидения надо помнить, что все, происходящее в нем, имеет не явный смысл, даже если события конкретны и понятны. За ними всегда скрывается нечто другое, неприятное, неприемлемое для человека, видящего сновидение. В сновидениях всегда осуществляются скрытые и подавленные желания человека, в которых он не хочет либо боится себе признаться. Например, во сне он может убивать какого-то человека, даже свою мать – и это значит, что он испытывает к ней отнюдь не ту любовь, какую старается в себе взращивать и показывать самой матери и другим людям.
Фрейд так же говорит о символах, которые в сновидениях разных людей обозначают одно и то же. Чаще всего символы связаны с мужскими и женскими половыми органами (это же Фрейд! – прим.ехидн.автора). Мужские – палки, шесты, копья, сабли, деревья… Женские – пещеры, шахты, бутылки, коробки…
Большое значение в теории Фрейда имеют сексуальные мотивы. Но автор не будет касаться этого вопроса, потому что не очень понимает и категорически не одобряет. Самая главная заслуга Фрейда заключается в том, что он первый из всех психологов обратил пристальное внимание на явления в жизни человека, которым прежде этого внимания не уделялось. Ошибочные действия, сновидения – Фрейд увидел в них проявление бессознательных процессов, целого пласта мыслей, чувств и желаний, которые человек не хочет осознавать и признавать. Рано или поздно вещи, которые человек старается от себя спрятать, выйдут наружу, и это может привести к возникновению невротических состояний. Невроз – это душевное расстройство, обусловленное психическим конфликтом между желаниями человека и невозможностью их удовлетворения в реальной жизни. Он проявляется как беспричинные (на первый взгляд) страхи, дрожь, сильное сердцебиение, навязчивое состояние тревоги, паранойя, странные действия – перекладывать предметы с места на место, совершать набор одних и тех же «ритуалов» каждый день, - и проч. Психические барьеры, страхи, фобии – все может (хотя не во всех без исключения случаях) иметь причиной вытесняемые желания, чувства и мысли. Задача психоаналитика – путем толкования разных мелких явлений жизни человека добраться до бессознательных причин и сделать их осознаваемыми.
Психоанализ в общем говорит о том, что мы не знаем себя полностью, а многие наши проблемы – от того, что некоторые свои желания, мысли и чувства мы боимся признать и прячем их как можно дальше. Путь к обретению гармонии с самим собой – познавать своё бессознательное.
Теория психоанализа Фрейда, изложенная когда-то Ренье. Писала это во времена большой увлечённости Фрейдом. Пускай лежит здесь. Любопытно, что я уже немного иначе отношусь к психоанализу - меньше доверия и куда больше неприятия того, что нами, людьми, управляют какие-то вспышки в бессознательном и половой инстинкт. Это совсем не вяжется с моей нынешней философией. Безусловно, в чём-то Фрейд прав, - но не в том, что мы просто игрушка бессознательного и своей "животной" природы.
читать дальше
читать дальше