"Искусство любить", Эрих Фромм
Эрих Фромм - христианин, и это заметно в его размышлениях о любви. Есть здравые мысли, и очень много, а есть христианская чепуха вроде "возлюби ближнего как самого себя" - скажем, в главе про братскую любовь Фромм призывает любить всех людей на свете, даже незнакомых, даже глупых, низких, пустых, чуждых тебе духом, независимо от того, кто они, какие они, просто любить всех и сострадать всем. Он не ограничивает отношение к чужим людям, незнакомцам только уважением, признанием за ними, другими, таких же прав, как за собой, он говорит - любите всех людей, а если не умеете любить всех людей - вы ущербны.
Не ожидала встретить такую чепуху в такой умной книге. А ещё больше поразило и покоробило заявление, что гомосексуализм - это всего лишь отклонение, неудача в познании любви. Люди тянутся друг к дружке - не потому, что они люди, личности, а потому, что один из них - мужчина, а вторая - женщина. Любопытно, во времена Фромма (не так уж давно, кстати) не было гомосексуальных пар, счастливых гомосексуальных пар?
Кроме того, понятие капитализма у Фромма показано в типично перевёрнутом смысле, то есть - купля-продажа априори плохо, рынок плохо, зарабатывать деньги плохо. Для Фромма таков капитализм вообще, а не только современная (испорченная) его версия.
Ну да ладно, книга-то хорошая. Наконец я вижу у кого-то ещё, кроме Айн Рэнд, разумные, адекватные, осмысленные взгляды на любовь. Я поняла, что мы с Фроммом сойдёмся в мыслях, почти с первых строк: "... любые попытки любить обречены на провал, если человек не постарается самым активным образом развивать собственную цельную личность". Как же чертовски верно! Простая истина, а ведь многие либо не знают о ней, либо с пеной у рта отрицают её. Зачем развиваться, зачем быть личностью, любовь безусловна, любовь всё примет и поймёт, любящий человек будет любить тебя, даже если ты ничего из себя не представляешь, и ты сам так же будешь любить в ответ. А Фромм говорит - такие чувства могут быть чем угодно, и влечением, и смутным интересом, и симпатией, но не любовью, и все они быстро исчезают, как только дело доходит до серьёзных вещей. Совместная жизнь, например. Мир на двоих. И двое сразу поймут, что их вместе не держит ничего, кроме неких внезапных вспышек и сексуального желания. Если ты - не личность, ты не можешь любить по-настоящему, и настоящим чувством тебя тоже никто не полюбит.
Фромм совершенно прав, отделяя любовь от объекта любви и перенося её к тому, кто любит. Нужно заглянуть в себя, если мы хотим любить. Не только другой человек вызывает в нас любовь - мы сами обладаем способностью любить. А если нет - то можно пройти мимо своего человека и даже не понять, что был это именно тот самый, особенный, единственный. Нужно не ждать любви, а учиться любить. Не принимать чужие чувства, а учиться чувствовать самому. И это очень правильно.
По Фромму любовь - это наше стремление разделить свой мир с другим человеком. Быть с кем-то, а не одному. Но, конечно, не с кем попало, а с тем, кто нас поймёт, увидит те наши качества, которые достойны любви и уважения. Правда, здесь Фромм сбивается в христианство и говорит о единении не только - и даже не столько - с одним человеком, но вообще со всеми людьми на свете. С человечеством. И этим он как бы противоречит сам себе. По его словам выходит, что чувства к любимому человеку и чувства ко всем людям - одинаковые, но разве так не обесценивается само понятие любви? Любовь - очень индивидуальное, эгоистичное чувство, выбор, желание быть именно с этим человеком из всего множества людей, и тут Фромм меня разочаровал. Христианская нотка подпортила здравые суждения.
А ведь он так близок к объективизму. К философии личности, индивидуальности, свободы. Он говорит и о свободе, и о выборе, и о разуме - почти как Рэнд... если б не эти отсылки к христианству. Главы о Боге я пропускала.
Что ж, зато главный вывод из этой книжки верен и справедлив. Чтобы научиться любить Другого, начать нужно с себя.