История князя Мышкина на сцене меня просто покорила. Захватила, глубоко засела внутри и требует теперь, чтобы я срочно читала "Идиота". А читать срочно я не могу, у меня Пратчетт и новогодние сказки, ну как же так?!
Но сначала о театре...
К моему любимому театру ведет дорожка через маленький парк. А вдоль нее - афиши. Всегда на них смотрю и вспоминаю, на каких спектаклях я уже была. На многих... и скоро наверняка увижу весь репертуар.
Малая сцена. Первый ряд. Между актерами и нами, зрителями, - почти никакого расстояния. Даже сцены нет - дощатый пол, декорации, которых здесь не бывает много, которые здесь не бывают вычурными и перетягивающими внимание на себя... И они. Живые люди. Настоящие. Честные. Они приходят к нам со своей историей - и сразу перестает иметь значение, какая она, о чем, о ком... В нее погружаешься сразу. Падаешь с головой - и уже не хочешь возвращаться в наш мир.
Они творят свой мир на сцене. Живой. Просто ВЕРИШЬ - кусочек жизни этих людей, из другой эпохи, быть может, из другой страны, происходит прямо на твоих глазах.
Я сижу так близко, что даже коснуться их можно. Смотрю в самые лица. Замечаю все, до мельчайших деталей, - жесты, движения, улыбки, слова... Они не играют. Они живут. Проживают десятки разных жизней на сцене - а они почти все знакомы мне, я видела, какими они могут быть разными. Серьезными и ребячливыми. Веселыми и грустными. И каждый их образ безупречен, каждому веришь безоговорочно.
Я в этом театре почти живу. Это мой дом. Именно уютная маленькая сцена без преграды между мной и... не спектаклем, нет, а жизнью. У меня есть любимое место в зале и любимые актеры. Как-то раз я писала там - во время антракта, с блокнотом и ручкой в руках.
Я чувствую себя здесь ЖИВОЙ. Больше, чем где-либо в другом месте.

Из беседы с волшебником.

Второй раз смотрю спектакль по классике. И он вернул мне мою слегка ослабевшую боль по классической литературе. Давно не читала ее, а ведь хочется теперь, хочется до невыносимости просто! Только классика может быть такой... глубокой. И даже если происходят самые обычные события, каждое из них так насыщено, каждый жест и взгляд героев так говорящ, а слова так точно и ярко подобраны, что погружаешься туда и живешь эту жизнь. Не просто мимо проходил и понравилось, а именно живешь.
Сложно говорить о характерах, я не знаю, как далеко ушел спектакль от книги, но все же - какой прекрасный князь Мышкин! Добрый, светлый, искренний человек. Он живет и говорит честно, не замечая, что другим-то такая честность не нужна вовсе. Они его обзывают, ругают, гонят... но была там невероятная сцена, когда Ганя ударил Мышкина, и все вдруг сразу замерли, даже Рогожин, со всех сразу слетели все маски. Велика все-таки сила правды и душевного света. Её видят и чувствуют все.
И снова, снова в роли пусть не главного персонажа - мой любимый актер. Это новая его сторона. В таком образе я еще не видела его. Как, ну вот как ему удается живо и совершенно правильно показывать нам таких разных людей? Наблюдала за ним, даже когда внимание переключалось на другого героя, и замечала, что из роли он не выходит ни на секундочку. Держит образ всегда и везде, потому что не играет, а живет, на сцене он уже не актер, а эти иные, самые разные люди. Джо, Кай, Лебедев и даже мимолетные роли... я помню их все.