Каким-то образом этот древний человек отыскал правду, и не ослеп, и не сошел с ума. Я должен слушать этот голос, я должен взять его силу, чтобы получить возможность увидеть свет и не умереть.

За три тысячи лет Эндер Виггин, спаситель людской расы, стал для всех самым страшным чудовищем. Его имя - ругательство. Его имя - проклятие. Его имя - символ всего самого грязного, жестокого, преступного. Уже не просто забыт - глубоко и безнадежно канул в лету подвиг, и о нем говорят так: "Не дай Бог Вселенной еще одного Эндера". Только так. Не иначе. На место Эндера Ксеноцида пришел Говорящий от Имени Мертвых, и никто во всех Ста Мирах не знает, что они с Эндером - единое целое. Это Эндер пишет истории тех, кого больше нет с нами, говоря о них правду, это Эндер бродит из мира в мир, пытаясь отыскать новую планету для Королевы улья и искупить свой тяжкий грех. И ему, Эндеру, три тысячи лет, он знает, что сделали люди с его именем, он знает, что такое теперь Эндер в глазах всех на свете. Ксеноцид. Чудовище. Убийца.
И не так страшно было бы, если бы Эндер не соглашался с ними, если бы тихо, про себя, знал правду. А он соглашается. Он тоже называет себя монстром. Он тоже винит себя за истребление жукеров. Со всех сторон - вина, Эндер почти утонул в ней, Эндер живет уже три тысячелетия - и никак не может обрести покой. Валентина обрела - муж, дети, любовь, семья. Эндер - нет. Эндер всегда один, сколько бы рядом с ним ни было людей, в какой бы мир ни занесла его судьба. Всегда есть только он - и грех.
Это уже не игры в Боевой школе, не война-игра, даже не колония со всеми её бедами и радостями. Это история безнадежно одинокого человека, который несет на своих плечах груз неподъемный, страшный... добровольный. И это даже не Королева жукеров, спрятанная среди скудного багажа. Это люди. Люди из разных миров, со своими грустными, больными, странными историями - и всегда правдивыми, каждое слово в них - правда. Эндер, бродя по Вселенной, говорит людям правду. Нет, не так, Говорит. С большой буквы. Собирает по крупицам прошлое погибшего человека - и Говорит о нем, так, чтобы все остальные поняли.
Эндер - не клеветник и даже не судья. Он никого не судит. Он... любит. Да, любит каждого из тех людей, о ком однажды Говорил. Сердце Эндера - бесконечно, сердце Эндера принимает в себя мужчин, женщин, детей, стариков, не важно, на каком расстоянии в световых годах они находятся друг от друга и от него самого. Может, он и не хотел никого из них любить, но... нельзя же узнать человека полностью, со всеми его скелетами в шкафах, и не полюбить, верно? Любовь - проклятие Эндера. Он по натуре своей не способен быть равнодушным и безучастным. Три тысячи лет, Ксеноцид, больное прошлое, раны на сердце, одиночество, - а каждый мир, куда приходит Эндер, согрет солнцем, каждый человек, который соприкоснулся с Эндером хоть раз, таким, как раньше, не будет. Говорящий от Имени Мертвых меняет людей. Живых. Просто делает то, на что не решаются другие - любит и говорит правду. Безжалостно, прямо, жестко, и все же правда - всегда правда, она лучше любой лжи, она рушит стены между людьми, она дает вздохнуть полной грудью, она исцеляет самые страшные раны. Эндер - не судья. Эндер - носитель правды. И он может понять любого - человека, свинкса, Королеву улья, виртуальный разум Джейн. Понять всё и всех. Что бы делала Вселенная без Эндера Виггина?
Кард в своём репертуаре. Не десятки, не сотни, а тысячи лет проходят за книгу, а с ними и миры разные, и поколения, и чего только не. Кард спешит, укладывая в одну книгу то, что и циклом сделать можно, но со всей его спешкой, излишней краткостью и простейшим языком... он сотворил нечто невероятное. О чем книга? О многом. Здесь и больная, отравленная семья, в которой ложь стоит как преграда между братьями и сестрами, матерью и детьми. Здесь и вторая разумная раса во Вселенной, наблюдения, попытки понять её, наладить с ней контакт. Здесь и люди, опять готовы на всё ради своего спасения. Здесь и Джейн, не-человек, третье звено в цепочке с жукерами и свинксами, существо, чуждое людям, но особенное, имеющее право на жизнь, больше, чем друг Эндера, та, с кем Эндер может быть честен до самого конца, с кем Эндер наконец-то не одинок. Здесь и отношения Миро и Джейн - двоих выпавших из людского общества по разным причинам. Здесь и дружба народов взамен войны, мягкое сплетение рас в одном мире. Здесь и планеты, разные планеты, то во льдах, то в джунглях, такие разные, но всюду теперь люди, всюду теперь бурлит и кипит жизнь. Это потрясающая книга. Цикл не портится, нет, цикл берет всё новые высоты, с каждой частью он серьезнее, больше, глубже... и я болею душой за Эндера, как за родного, я жду его новых историй и верю, что всё будет хорошо. Теперь у него есть семья. Любимая женщина, а в скором будущем - дети. Он должен теперь обрести свой покой. Он должен сложить тяжкую ношу со своих плеч и стать счастливым.
Пожалуйста, Эндер, будь счастлив. Ты заслужил, как никто.