Конечно, главная проблема философии - нагромождение трудных слов. Кажется, в ней их больше, чем в любой другой гуманитарной науке. Так и выходит - читаешь трудное слово, а оно потом в тексте объясняется еще более трудными словами. Одно такое непонятное слово тянет за собой другое, и ты увязаешь в совершенно жуткой путанице, где уже никакого смысла не видно. Наука - все же наука, в некоторых вещах без терминов не обойтись, они правда хорошо и ёмко отражают понятия. Но часто, по-моему, трудные слова из необходимости обращаются в проблему. Будто философы, начиная заниматься философией, напрочь теряют умение говорить простым и ясным языком. Коротко и понятно. За что я очень уважаю Айн Рэнд - в огромной речи Джона Голта, где он выражает все идеи объективизма, она сумела их облечь в ясные и четкие формулировки с доходчивыми примерами. Почему так нельзя и в специальной литературе делать? Хочу провести небольшой... хотя, наверное, как раз большой, эксперимент. Буду излагать в процессе изучения (наконец снова возвращаюсь к философии!) все философские теории кратко и ясно, чтобы человек, научные труды об этом не читавший, все понял.
Еще серьезное изучение философии показало, что философы всех времен с самого начала подвергают сомнению ВСЕ. От существования мира др существования у людей разума. Раньше мне казалось, что они зря тратят время в пустых рассуждениях не пойми о чем. А теперь я понимаю, что это и правда нужно. Ведь если человек не установит для себя точно, можно доверять своему разуму или нет, он не сумеет двигаться дальше. Надо подвергнуть такие вещи сомнению один раз, чтобы избавить себя от глубоких внутренних противоречий потом, чтобы не сомневаться во всем подряд всю жизнь.
Теперь понимаю наконец ясно и четко, зачем человеку нужна философия. Многие... очень многие называют ее пустой болтовней, копанием в тех вещах, где копаться не надо. Но Айн Рэнд очень верно выразила назначение философии: "Человек абсолютно не способен действовать без какой-либо системы философии в качестве путеводителя". Ведь так и есть. Человек не может. Если, конечно, это человек думающий, а не те антагонисты из книг Рэнд, которые живут в вязком тумане неизвестности и неопределенности, либо отрицая все, либо повторяя чужие суждения, твердя, что на все воля судьбы или бога, что истины нет и не может быть, что мы над собой не властны... живут в каком-то диком состоянии порывов и всплесков, не зная, почему они делают то или другое, почему чувствуют то или это. Просто плавают в жидкости, и куда их понесет - туда понесет. Они что-то думают, какие-то мнения по разным вопросам у них есть, но если спросишь, почему они считают так, а не иначе, чем они могут подтвердить свою точку зрения, - они не ответят, не смогут ответить. Когда у человека есть своя философская система - он твердо стоит на ногах в своей жизни и несет ответственность за все ее сферы. Сам. Не бог, не рок, не "случайность", а он один. Философия и нужна именно для этого. Чтобы выработать такую систему. Выстроить по кирпичику свое ощущение мира. И жить по-настоящему, твердо держаться за конкретные взгляды, не совершать поступков, которые рвут тебя на части и противоречат тебе. Философия помогает найти истину. Свою истину, то, что будет истиной для тебя. Ознакомиться со взглядами философов и не повторять их, а вывести на их основе нечто свое, особенное. Это очень важная наука. Ее надо изучать. Иметь о ней хотя бы общее представление. Я одолела свое предубеждение - и ведь вовсе не благодаря двум преподавателям философии... благодаря Айн Рэнд, пожалуй, и ничуть не жалею об этом. Когда занимаюсь философией, чувство невероятное... будто мне удалось притронуться к чему-то большому и важному... самому важному.