"Декамерон", Джованни Боккаччо
Как-то я совсем не ожидала, что мне будет с этой книгой так тяжко. Я, конечно, привычна к пышным и цветистым фразам из классической литературы, но здесь, по-моему, переводчик хватил через край. Это почти невозможно читать. К концу предложения часто забываешь о том, что было в его начале. Да проблема ведь не в этом только. Что-то не так с языком. Выбраны какие-то уж чересчур вычурные обороты, громоздкие слова, странные сочетания оборотов и слов. В итоге я очень устала от такого языка странице, пожалуй, сразу на первой. Дальше - легче. Привыкла, смирилась. И все-таки, господа переводчики, нельзя так делать. Нельзя усложнять и без того непростой текст. Да, другая эпоха, да, другая страна, но можно ведь как-то доступней сделать для читающей публики. Не потеряв при этом ни изящности, ни красоты. Впрочем, ладно, язык в сторону, даже с таким переводом порой было очень красиво и сочно, приятно на слух. Все же я безмерно люблю манеру людей прошлых веков изъясняться. Так тягуче, неспешно, во всех подробностях. Это не утомляет, а занимает и дает некий стимул и своей речью озаботиться. Чтобы она была пусть не такая пышная, зато правильная и красивая.
Вообще мой путь к "Декамерону" был тернист и долог. Пару лет назад я узнала об этой книге на уроках литературы. И еще год она стояла на полке и ждала, когда наступит ее час, который наступил как-то вынужденно - экзамен по той же литературе. Книга очень привлекала и названием своим, и сюжетом, и тем, что как-то раз А.Г. сказал о героях новелл. "Они - игроки". С этой позиции я и бралась за чтение. Не обошлось, к сожалению, без разочарования, я, видимо, зря нарисовала себе то большое и великое, что увижу, и обычный сборник историй про все на свете с уклоном в любовь немного не оправдал надежд. А сборник странный. Я все думала, с какой целью Боккаччо пишет все эти истории, такие разные, хоть и похожие друг на друга. Научить чему-то? Высмеять что-то? Он вроде бы и учит, и высмеивает, но, кажется, главная цель этого карнавала обманов, измен, убийств и прочих радостей - развлечь публику. Просто развлечь публику. Пир во время чумы, вот уж точно. Герои тешат себя забавными историями, а автор тешит этими же историями читателя. Юноши и девушки, решившие переждать болезнь в уюте и роскоши, не особо хотят чему-то учиться, как-то менять свой характер, они вполне довольны собой, друг другом и миром вокруг. Они статичны, они здесь в принципе играют одну роль - рассказчиков. А намеки на их личную жизнь и какие-то драмы в ней проходят мимо, потому что и характер каждого из них не ясен. Для меня, пожалуй, один юноша с его несчастной любовью чем-то выделяется (не помню имени...), а прочих я и не запомнила особо, и не могла различить.
Что касается самих историй... Ох уж эта цензура, ох уж эти изящные выражения, которые прячут то, о чем сейчас говорят прямо и просто. Постель... постель, постель, постель, все отношения героев здесь очень быстро приходят к постели. А любовь, конечно, берется из ниоткуда. Из воздуха. Ведь у нее такая дивная улыбка, а он так хорош собой... Как же иначе. Любовь из воздуха - но до гробовой доски. И влюбленные, конечно, проходят уйму испытаний, теряют друг друга, обретают вновь, но я не могу сочувствовать им и радоваться за них, потому что великая и вечная, за которую они борются, - из воздуха. Вот и все. Никаких оснований, кроме внешности, а я такое не приемлю, и не надо говорить, мол, другая эпоха. Без разницы, какая. Все равно не понимаю таких странных чувств.
Так вот, постель. Сплошная постель, и все спят со всеми, независимо от степени знакомства и наличия мужей/других возлюбленных. Конкретики, конечно, нет, но суть ясна, и более приятной от изящных фраз не становится. Постель всюду, а еще - много-много-много разных гадостей. Обман. Предательство. Измена. Грабеж. Убийство. Чего только не, и слишком велико засилье этого на одну страницу текста. Каждая история просто доверху насыщена событиями, яркими-преяркими чувствами, но, простите, я не сумела как следует проникнуться этим. Да, были новеллы забавные. Были даже интересные. Хорошо высмеяны священники с их якобы святостью. И, наверное, не так плохо представлена картинка быта и нравов той эпохи, только вот слишком люди увлечены любовными страстями - так, что ничем другим, в сущности, не занимаются.
Нейтральная оценка. И отторжения не вызвало, и впечатлений особых не оставило.