- А это разумно, капитан?
- Разумеется, нет! Если бы мы были разумными,
то не служили бы в Ночной Страже!
- Разумеется, нет! Если бы мы были разумными,
то не служили бы в Ночной Страже!
Как это ему удаётся? Нет, правда, как у него выходит писать смешно, интересно и даже серьёзно сразу? Как он совмещает в своих книгах кучу несовместимых вещей? Как он заставляет меня то тихо замирать в восхищении, то нервно хихикать в кулачок, то стучать головой об стену от смеха? Откуда он такой взялся на мою голову, Терри Пратчетт?
Это я наконец-то сподобилась написать отзыв о Пратчетте. Хотя книга, первая из цикла про Стражу, не первая из того, что прочитала я. Благодаря одному пратчеттоозабоченному человеку, моё знакомство с ним было начато с "Ночной Стражи", невероятной вещи, для которой я пока ещё не смогла найти слов. Потом мне сказали читать цикл с самого начала, и я читаю. Я читаю, изнемогаю от восторга, плачу от смеха и требую, конечно, продолжения банкета. Безумного банкета. Крайне увлекательного банкета. Крайне смешного. И совсем-совсем непредсказуемого. Терри Пратчетт, вы - гений. Своей особой гениальностью. Это не умная, серьёзная литература, это не классика, это вообще не похоже на то, что я обычно беру. Но боги, все боги Плоского мира, Пратчетт - это Пратчетт. Читать без остановки. Лишь протягивать руку за новой порцией безумств.
Стража, Стража. Вот так же, как в названии, с восклицательным знаком, я кричала, открыв книгу. Здорово опять встретить знакомых стражников, да что там, уже любимых, после одной лишь книги, - Моркоу, Колон, Шнобби Шноббс... Меня радуют лениво-изящное величие Ветинари, грубая, часто пьяная правильность Ваймса, а уж когда Ветинари в темнице прислуживали крысы, а Ваймс велел патрицию закрыть рот - моё сердце было покорено безвозвратно и намертво. А Стража всегда будет Стражей. В любых обстоятельствах. Драконы, короли, горожане, потоп, смерч, что угодно, а Стража - это Стража. Сборище больных на голову неудачников, умеющих ходить не слишком быстро, чтобы не дай бог не догнать преступника, а убегать от опасности - очень быстро, пьющих, едящих, вяло тянущих свою стражничью лямку. Ненавидящих город. Любящих город. Они могут крыть Анк-Морпорк грязными словами, но, когда городу будет нужна помощь, они плюнут на все приказы патриция, на всю ничтожность шансов (один на миллион!) и пойдут на дракона, потому что у них есть упрямый, честный и преданный делу Стражи до мозга костей Ваймс, а ещё потому, что этот один на миллион обязательно принесёт им успех, ведь это же один на миллион, в самом деле! И, конечно, в награду за труды Стража робко попросит у патриция новый чайник и мишень для дротиков.
Как ему это удаётся? Сплетать в одну общую музыку грязь Анка и чудеса библиотеки, абсурд и напевные мотивы сказок, быт и волшебство? Как он оправляет всё это таким искрящимся, лёгким юмором, не скатываясь ни в пошлость, ни в глупость? Как он сочиняет сюжет такой идеальный во всех его поворотах, извивах, прыжках и кувырках, что ты читаешь, раскрыв рот от восхищения, и никогда не знаешь, что будет через секунду? Это Пратчетт. Это Плоский мир. Я иду, бегу, лечу читать цикл про Стражу дальше.