"Невеста дьявола", Энн Райс
В этой части цикла про мэйфейрских ведьм уже совсем нет волшебного очарования обветшавших от времени особняков, тенистых улочек и глубокого мира душевных переживаний. Я начинала читать этот цикл с большим подозрением, однако Новый Орлеан околдовал меня своими величественными зданиями, разросшимися на всю улицу дубами, заброшенной церковью, обстановкой, кажется, какого-то другого века, не имеющего никакого отношения к современности. Мне, наверное, хотелось бы, чтоб вся сага о ведьмах была пропитана этим удивительным колдовством — правда, здесь уже иная магия выступает на первый план. Атмосфера изменилась. Из загадочно-волшебной — в пугающую. Особняк в Садовом квартале больше не будет наводить завораживающий страх вперемешку с любопытством — его реставрируют, вычищают до блеска. Замечательно, что в умирающий дом вдохнули новую жизнь, и всё-таки цикл про мэйфейрских ведьм потерял какую-то очень важную составляющую, без которой, может, он изменится полностью. Впрочем, я теперь не смогу оставить сагу благодаря одному обстоятельству, и его имя — Лэшер.
До чего же интригующая фигура, не передать словами! С самых первых страниц ведьминского досье этот незнакомец в изящном костюме, появляющийся повсюду рядом с женщинами из семейства Мэйфейр, подогревал любопытство, а теперь появилась возможность поговорить с ним по-настоящему. Вот он, Лэшер, не на страницах документов Таламаски, а живой, если так можно выразиться, подлинный Лэшер, с которым беседует Роуан. Наконец-то мы можем услышать, не опираясь на слабые предположения, каким это странное существо видит наш мир, как воспринимает других людей и самого себя, какие чувства испытывает к мэйфейрским ведьмам. В досье было предостаточно свидетельств жестокости, беспощадности Лэшера, никак нельзя воспринимать его как положительного персонажа, и всё-таки я не хочу думать, что дальше Майкл и Роуан будут бороться с Лэшером, получившим человеческую плоть. Едва ли он искусно притворяется. Грусть, жалость, любовь в его голосе, когда он разговаривает с Роуан, - настоящие. И само по себе возникает к Лэшеру сочувствие, даже восхищение такой огромной, сквозь века идущей привязанностью к своим ведьмам. Теперь загадочная личность Лэшера удерживает меня с «Мэйфейрскими ведьмами» - скоро доберусь до той части, где, как обещано аннотацией, все тайны, сокрытые внутри этого существа, будут раскрыты.
Многим читателям не нравится «Невеста дьявола» - за слабое движение сюжета, за отсутствие атмосферы заброшенных особняков, за отношения между Роуан и Майклом... уйма разных причин. И мне самой здесь кое-что совсем не пришлось по душе. Например, особенность произведений Энн Райс, с которой я сталкиваюсь далеко не в первый раз, но никак не получается у меня привыкнуть к этому. Эротическое желание. Повсюду. Майкл вожделеет Роуан, Роуан вожделеет Лэшера, и страницу за страницей они восхищаются контурами губ и нежной кожей друг друга, и в тысячный раз отправляются в постель, а я, конечно, понимаю, что любовь у взрослых людей без такого не может обойтись, но к чему всё-таки бесконечные повторения? Ещё с начала их отношений мы прекрасно уяснили себе, что Роуан испытывает постоянное сексуальное влечение к Майклу, а Майкл — влечение к Роуан. Ничего не изменилось от многократных повторений одного и того же. Энн Райс стоило бы переключиться на духовную связь между этими людьми, которая должна быть ещё больше подкреплена тайнами семейства Мэйфейр и угрозой от Лэшера. Повседневность Роуан и Майкла могла бы для разнообразия проходить не в постели, а в совместных прогулках, занятиях, увлечениях, в разговорах на важные темы, в понимании друг друга с полуслова. Разумеется, они занимаются сексом. Но зачем мне в десятый раз за книгу читать об этом? Сразу я почувствовала какую-то неправильность в этих отношениях. Сразу поняла, что они не понравятся мне, вопреки в принципе крепкой связи, глубоким чувствам, душевной общности... Не прониклась. Совсем. Что поделаешь.
А вообще-то «Невеста дьявола» не показалась мне такой уж нечитабельной частью. Да, атмосфера волшебного запустения утеряна, может быть, навсегда, зато Лэшер своим таинственным прошлым, своей непостижимой душой накрепко привязал меня к этому циклу. Не припомню, чтобы когда-нибудь испытывала настолько сильное желание узнать, что будет дальше — с точки зрения сюжета к «Мэйфейрским ведьмам» пока что нет ни малейших претензий, интрига сохраняется, напряжение не ослабевает. Меня, правда, преследовали всю книгу смутные воспоминания из «Вампирских хроник» - что-то было там, в последних частях, про талтосов, истинную сущность Лэшера, и я, если напрягусь как следует, могу и припомнить, чем завершилась эта эпопея с вторжением Лэшера в человеческий мир. Нужно будет потом заново обратиться к вампирам, чтобы уточнить концовку истории про ведьм.