Совершенно вдруг мы оказались в удивительном театре. Ну, театр всё тот же "Молодёжный" - родина бесподобного спектакля "Жестокие игры", и там же я увидела прекрасный образ Шой Да. Оказывается, есть и малая сцена - маленькое здание напротив основной сцены, и как там уютно и совсем по-домашнему внутри! Только пять рядов кресел, полукругом над небольшим пространством в центре. Это даже сценой не назовёшь - но тем и потрясающе! Мы как будто не множество незнакомых друг другу людей, а старые друзья, собравшиеся на тёплую встречу.
Никаких декораций не было. Лишь кресла и звук движения поезда на заднем плане. И, опять же, это нисколько не испортило спектакль - наоборот, ничего лишнего, всё внимание сосредотачивается на сюжете и актёрах.
Я снова погрузилась в потрясающую атмосферу театра. Оттенки и полутона актёрской игры, настоящесть, живость. А после спектакля, когда все вышли на поклон, режиссёр поздравил моего любимого актёра - Сергей Яценюк, тот самый Кай из "Жестоких игр" - с днём рождения, вручив огромный торт с горящими свечами. И правда - семья, друзья. Никак не чужие люди, которые просто выступали для тебя. Всё непринуждённо, близко и хорошо.
"Метро" - самая страшная вещь, что я видела на театральной сцене. Даже "Жестокие игры", действительно жестокие и печальные, не могут стоять рядом - потому, что там была проблема сугубо личная, внутри человека, а здесь - внутри человечества. И не слишком уютно себя чувствуешь, наблюдая за спектаклем и понимая, что точь-в-точь такую же картинку легко можно увидеть в жизни. Метро. Ночь. Самые разные люди едут по своим делам. Слегка подвыпившая парочка хулиганов устраивает дебош в вагоне и пристаёт к пассажирам.
До чего же ужасающая правда о равнодушии человека. Тактика невмешательства как она есть. Пассажиры никак не пытались помешать хулиганам творить беспредел - и только тогда возмущались, когда дело касалось лично их. Впрочем, даже тут слабое и неубедительное сопротивление. Они испугались. Они позволили запугать себя. И вот хулиганы откровенно нарываются на драку, угрожают женщине оружием... хоть бы что. Один только дедушка попробовал выступить против хулиганов - но, конечно, без результата. Был ещё один неравнодушный человек - парень, едущий из армии на выходные. Он хотел разрешить проблему мирным путём - разговаривал, успокаивал, просил... Герой. Настоящий Человек с большой буквы. Он и поплатился за свою человечность - в финале спектакля хулиган убивает его.
Ситуация даже страшней, чем казалось по началу. Джо, главный в парочке хулиганов, вроде бы не должен вызывать ни малейшего сочувствия, а мне его до боли жалко, потому что он такой... несчастный. Эта обречённость в голоСе, когда он говорит: "Я знаю, мамаша. Я всё знаю" неспроста. И взгляд тоскливо-безнадёжный. И те слова, что он сказала перед убийством паренька. "Наконец-то". Джо ХОТЕЛОСЬ кого-нибудь убить. Выплеснуть через это какую-то внутреннюю боль. Он же и устраивал переполох в метро, провоцируя людей, вызывая на драку... чтобы кто-то взбунтовался и можно было этого кого-то зарезать.
Страшно. До мурашек страшно.