Мне захотелось любви. Да. Настоящего, тёплого чувства. А гомосексуальные отношения, так уж вышло, всегда были для меня светлыми и приятными - попадались только фильмы, в которых эта любовь не вызывает желания прикрыться ладонью. На "Жизнь Адель" были возложены надежды. Вроде бы благодатная почва - подростки с безумством первой влюблённости, поиск самого себя, конфликты с гомофобно настроенными сверстниками и родителями... Чувства на фоне общественного непонимания должны быть яркими, волшебными и очень-очень настоящими. Я садилась перед компьютером, предвкушая, что у меня от света и любви защемит сердце. Так было всегда в историях про гомосексуалов и почти ни разу про традиционные отношения между парнем и девушкой, мужчиной и женщиной. Наверное, надо было прислушаться к совету вполне понимающего в таких вещах человека. Но я не могла не сделать себе очередной эксперимент.
Что ж, всё стало очевидно ещё с первой четверти фильма. "Жизнь Адель" - худшая история про любовь, которая мне когда-нибудь встречалась. За что ей удалось отхватить какие-то призы на Каннском фестивале - теряюсь в догадках.
Начнём с того, что любви как таковой здесь попросту нет. Крепкая привязанность двух людей друг к другу, ниточка, связавшая души, смысл в глубине отношений - мысли, взгляды, интересы, стремления... Мне очень жаль, что во времена тотальной ненависти к гомосексуалистам выпустили такую вещь. Непосвящённым она вполне коротко и ясно сообщает- лесбиянки есть извращённые, помешанные на сексе создания. Точка. Куда же запропала нежность и забота, которые присущи отношениям между девушками? Да и нормальным отношениям вообще? Предполагалось, что Эмма и Адель будут медленно сближаться, узнавая друг друга, - мне стоило заподозрить неладное сразу, когда они через пару недель знакомства оказались в одной постели. Но я надеялась, что, раз уж секс для них был так важен, он откроет новую глубину и позволит, ладно, пускай даже таким способом, сплетать души в целое, находить точки соприкосновения, а вот на самом деле... Этих точек нет. Ни одной. Эмму и Адель, кроме физического влечения, хоть и крайне сильного, не связывает ничего.
Откровенность. Уйма лишней откровенности. Откровенно лишней, ненужной и только портящей впечатление - может, без неё фильм и можно было бы спасти. Череда событий в жизни девушек потрясающая - поцелуй, секс, гей-парад, обед с родителями, секс, обед с другими родителями, секс. Я старалась понять, правда, что же подобным образом хотел сообщить режиссёр. Близость Адель и Эммы? То, что они сходят друг от друга с ума? Страсть, разумеется, подчёркнута более чем достаточно. Но, кроме страсти, не осталось места ничему другому. И снова возвращаемся к истинной сути любви. На чём держались отношения Адель с Эммой, если им даже не о чем было поговорить? Если разговор выглядит примерно так: Эмма переживает по поводу своего творчества, пытаясь поделиться с любимой девушкой переживаниями, Эмма рассказывает о художниках, о философии, о смысле искусства; Адель на это спрашивает, будет ли она пить кофе, и как же так не будет, и признаётся в том, что художники ей нафиг не сдались. Простите. Это действительно другими словами не назовёшь. Эмма - замечательная героиня. У неё есть тяга к прекрасному, цель, любимое дело, она ведёт серьёзные, вдумчивые разговоры, задумывается о важных и не приземлённых вещах. А рядом, контрастируя с ней до невозможности резко, Адель - серенькая, полумёртвая и не интересующуюся ну просто ничем. Я думаю, причина их расставания - вовсе не в скандале по поводу измены. Будь любовь настоящей, Эмма, позлившись несколько деньков, попробовала бы вернуть Адель обратно. Но Эмма не может быть с Адель. Не хочет. Они не разные люди, способные найти общий язык и научиться друг у друга чему-то, они - как небо и земля. Грубо скажем - Эмма живой и думающий человек, Адель - амёба с полным отсутствием понятий о жизни. Эмме не удалось бы выдержать долго рядом с тем, кто настолько ниже её по духовному уровню. Они будто из разных вселенных - и, конечно, с той подругой у Эммы гораздо больше сходств.
Я не вижу причины, по которой стоило бы снимать фильм о таком персонаже, как Адель. Девочка-подросток якобы, типичный представитель семейства - но с чего всем повально режиссёрам и писателям вздумалось считать подростка существом унылым, туго соображащим, ползущим куда-то без цели и треплющемся исключительно о сексе и вечеринках? Пускай большинство - именно такое, но зачем вообще смотреть на него на экране, если и в жизни предостаточно? Почему хотя бы раз в центр сюжета не попал человек адекватный, с какими-то устремлениями в жизни, с мыслью в голове? Нет, таков только возлюбленный/друг/приятель главного героя. Сам же герой - ничего примечательного и, я бы даже сказала, эта обыкновенность, серость, никчёмность специально подчёркивается. Только вот с какой же таинственной целью?
Адель переплюнула даже Беллу Свон - а персонажа более заторможенного, бесцветного, казалось мне, попросту невозможно придумать. Как бы не так. Белла хотя бы общалась с людьми, проявляла некоторый диапазон эмоций, а здесь... Саздаётся отчётливое ощущение, что Адель в принципе не понимает, что происхдит вокруг, и почему происходит с ней, и кто все эти люди, и что надо изобразить на лице в данный момент. Она предпочла не изображать ничего. Весь фильм - не моментами, не навязчиво часто, а вообще весь фильм, исключая крохотные попытки улыбнуться - Адель ходила с выражением "пустота" на лице. Ни проблеска чувства. Даже когда она рядом с вроде бы безгранично любимой девушкой. И только приоткрытый рот, по замыслу режиссёра, должен был сообщать нам некую гамму ошеломительных ощущений. Я промолчу про постельные сцены. Никакого блаженства, удовольствия, нежности, любви там нет. Девушки просто совокуплялись перед камерой, а выглядело это...
Отдельный абзац, посвящённый интимному компоненту сюжета. Простите, плевалась. Как будто включаешь дешёвую порнуху (извиняюсь за свой французский) - совершенно дикое сплетение тел, фальшивые стоны, какие-то движения, перемены поз, фиксация камеры на ненужных тут частях тела... Такая сцена между девушками должна быть, по крайней мере, эстетична. Да и вообще - если вставляете такое в фильм, этому должно быть достаточное объяснение. Постельная сцена нужна, чтобы показать настоящую близость персонажей, и ей следует быть снятой красиво, аккуратно, нежно. Ничего подобного. Грязь и фальшь - грубо, противно, ни капельки искренности. Хочется только промотать или отвернуться, развидев этот издевательский кошмар. Много секса. Слишком много секса. Секс, не любовь. У меня язык повернулся бы назвать этим словом только пару сцен, и с очень большой натяжкой.
Фильм скучный. И я, как большая любительница повседневности, не ждала никаких поворотов сюжета, динамичности и непредсказуемости, но, простите, неужто жизнь не может быть интересной? День самого обычного человека состоит из десятка разных вещей. Поедание макарон и полуоткрытый во сне рот - далеко не самое главное среди них. Адель не делает ровным счётом ничего - только ест и спит. И встречается с Эммой. И ходит в школу. Типичная девочка-подросток, на взгляд режиссёра, напрочь лишена увлечений, хобби или хотя бы любви к чтению книг. К тому же, постаравшись приблизить нас к персонажу, как бы добиться сопричастности, режиссёр перестарался. Герой не станет нравиться больше, если минут десять смотришь крупным планом, как он поедает макароны. Кроме гадливости, я не почувствовала ничего. И вообще... какие-то странности происходили с "Жизнью Адель" - жевательная резинка, растянутая на три часа, без любви, без поиска себя, без душевного переворота, без хорошей актёрской игры, без красивой картинки... А что же в нём было, в этом фильме? Было ли хоть что-нибудь?