"Цири", Анджей Сапковский
Я никак не ожидала, что увлекательная сага о похождениях ведьмаков, ведьмачек и чародеек разрастётся до такого масштаба. Я никак не ожидала, что политические интриги, узы Предназначения, чудовищная реальность войны и недопонимания между расами будут переплетены единым сюжетом. Я никак не ожидала скачков от одних эпох к другим, от одного мира к другому, несправедливости отвратительной, судьбы беспощадной, привязанности крепкой до невероятного, толкающей на невозможное. Я никак не ожидала, что этот "Ведьмак", интересный и необычный, безусловно, станет необыкновенным и переплюнет для меня Джорджа Мартина. Правда. Как бы мне не нравилось наблюдать за играми престолов и бесконечным раздиранием на кусочки Вестероса, а вот Анджею Сапковскому - аплодисменты и низкий поклон. Это было здорово. Это было интересно. Это было, к тому же, страшно, больно, жестоко и очень-очень до глубины.
Клубок, сформировавшийся в "Геральте", здесь распутывается, запутывается и перепутывается неисчислимое множество раз. Ты уже не понимаешь, что происходит. Ты и не стараешься понять. Просто, подхватив неудержимым потоком, яростная смесь времён, персонажей, событий и чувств околдовывает тебя и уносит далеко-далеко, окуная с головой в мир настоящий, продуманный и прописанный до мельчайших подробностей. Эльфы. Краснолюды. Низушки. Люди. Нильфгаард. Цинтра. Ривия. Прошлое. Настоящее. Будущее. Если бы у "Ведьмака" отсутствовал восхитительный сюжет, его стоило бы читать ради литературных достоинств - языка, манеры повествования, формы, в которую облекаются и без неё захватывающие дух переплетения судеб. Мы путешествуем от маленькой деревушки, где дед рассказывает ребятне легенду о ведьмаке и ведьмачке, к величественному замку, где сновидицы пытаются разгадать тайны прошедших веков. Мы смотрим на всё глазами Цири, находящейся в плену у Бонарта, и сразу через две страницы - глазами Кондвирамурсы, которая жила спустя несколько десятков лет. Это настолько мастерски выверено, настолько в первый раз для меня, что уже достаточная причина биться в конвульсиях от восторга.
Не могу рассказывать обо всём. Слишком много. Слишком больно. И пускай я не понимала некоторых тонкостей политики, пускай некоторая часть войны осталась за гранью моего восприятия, а Цири на озере - смертоносная, неуловимая Владычица Озера за стенами тумана, а Регис, Мильва и Ангулема, без колебания положившие жизнь ради девочки, которую не видели никогда, а Геральт и его дочурка на ступенях, залитых кровью, уставшие, больные от убийства, а Мистле, растерзанная Бонартом на глазах у обезумевшей Цири, а отчаянный, хаотичный поток миров и времён в попытках найти нужное время, нужное место, а ещё много вгрызающихся в память и сердце событий останутся со мной навсегда. Они такие страшные. Такие трогательные. Таким простым, отстранённым вроде бы слогом описанные. Я люблю вас. Всех. И тех, кто умер, и тех, кто продолжает жить.
Хочется сказать Анджею Сапковскому спасибо. За мир. За Мир с большой буквы. В котором я жила, который пропускала через себя до последнего крошечного городка на карте. За прекрасных, цельных персонажей. За эту компанию безумцев и сумасбродов, которой стоило бы, как заметил Регис, двигаться инкогнито, чтобы не вызывать сенсаций. За юмор, вызывающий идиотскую улыбку и хихиканье даже в самых ужасающих моментах. За любовь. За такие узы, которые крепче любого Предназначения.
Что-то кончается. Что-то начинается. И так будет всегда.