"Геральт", Анджей Сапковский
Необыкновенный это писатель, Анджей Сапковский. Уникальный даже. Его исключительный талант околдовывает сразу и затягивает с первых строк. "Ведьмак" начинался ради эксперимента, в эпоху фантастической саги, и вот, прочитав четыре слова пролога, я была вынуждена признаться - да, не успокоюсь, пока не закрою последний толстый томище. Они гигантские. Если сравнивать со средненькими такими книжками, которые мной читаются обычно. А вообще, на первый взгляд, ничего особенного. Мир. Люди. Нечисть, вредящая людям. Ведьмак, уничтожающий нечисть. И походы, и битвы, и снова походы, и снова битвы, - кажется, главы повторяют друг друга, идентичные, только в разнящихся декорациях. Но держит. Не просто держит - увлекает. Не просто увлекает - захватывает, накрепко привязывает к себе, и уж попробуй разобраться, чем же "Ведьмак" отличается от прочего, много и разнообразно прочитанного, фэнтези.
Даже если отвлечься от сюжета, он великолепен. И у меня никак не выйдет передать это великолепие отзывом. Бывают произведения интересные, но бледно, скучно написанные, а здесь я готова биться в восторженных конвульсиях - язык удивительный, БЕСПОДОБНЫЙ. И вроде бы мне по вкусу подробность, масштабность описания, пристальное внимание к мелочам, деталям. У Анджея Сапковского - коротко и просто. Ничего лишнего. Как бы перечисляются действия, да и о чувствах персонажей - чуть. Для меня распространённая манера вести рассказ всегда выигрывала - теперь, полагаю, стоит изменить мнение, потому что фраза "Геральт молчал" несёт в себе смысла гораздо больше, чем тысячи страниц пространных рассуждений о том, как он страдал, переживал и мучился. Нет слов. Преклоняюсь.
Речь живая и свободная, лёгкая настолько, что пора бы засомневаться - а не слышал ли Анджей Сапковский беседы героев лично, не записывал ли с настоящих людей, простых, обычных, незамысловатых и очень ярких именно по причине незамысловатости? Я никогда не встречала такого яркого, насыщенного, живо и без напряжения бегущего разговора. Подвижный стиль. Если говорит деревенский мужик - интонации и словечки будут как у деревенского мужика. Если говорит бесчувственный ведьмак - сухость и краткость будут как у бесчувственного ведьмака. Автор безукоризненно улавливает индивидуальность каждой фигуры, даже сквозной, даже незначительной - и только их манеры разговаривать достаточно, чтобы обрисовать живейший, подлинный образ. Нет слов. Я восхищена любопытными просторечиями, некоторые из которых, например, и вовсе вижу в первый раз. Как же надо автору проникнуться своим миром, своими персонажами, как глубоко сплавить себя с произведением, чтобы чувство сопричастности у читателя было абсолютным, несомненным.
Сюжет казался стандартным. Любимое, но привычное и в общем предсказуемое походное фэнтези - герой идёт, герой побеждает, герой встречает друга или врага. И любовь прилагается - обязательное дополнение, и предназначения не миновать, и... а дальше предсказуемость, обыкновенность заканчиваются, потому что Йеннифер совсем не похожа на типичную возлюбленную Избранника, Предназначение приобретает интереснейшую форму, магическая часть населения далеко не так проста и безобидна, и впереди, судя по всему, будет что-то серьёзное-серьёзное. Не могу выделить особо полюбившихся персонажей. Люблю всех. Впрочем, наверное, фаворитами остаются Геральт, ведьмак без чувств, который всё-таки чувствует, ещё как чувствует, и Цири, девочка-предназначение, храбрая, упрямая, боевая, напоминающая Арью Старк. Впервые аннотация не обманула меня. Абсолютно оригинальные произведения обещаны - абсолютно оригинальные произведения, искусно сплетённые из традиционных канонов фэнтези, получены. Спасибо. Читать дальше.