Большинство моих рецензий на подростковую литературу как будто списаны одна с другой. Неспроста. Книжки одинаковые. Идентичное содержание в разных, на первый взгляд и любопытных, обёртках. А я, к слову, прекрасно отношусь к young-adult. Читаю, ищу жемчужинки. Эксперимент с "Голодными играми" подтвердил, что среди представителей этого жанра можно наткнуться на глубину и смысл. Не здесь. К сожалению, надежда не оправдалась. Сейчас принято называть каждую новую книжечку бестселлером (загадочная тенденция), но заинтересовать "Город костей" способен только одним - писательница, Кассандра Клэр, вышла из фикрайтерства. Да, здорово. Сетевому автору удалось пробиться в печать. Ничего не знаю об этой девушке, совершенно, с фанфиками про Драко Малфоя не знакома. И желания не возникло. Допустим, подростковое фэнтези - оно всегда подростковое фэнтези, какие-то ограничения накладывает, но, извините, почему сюжет настолько банальный, а язык - настолько безликий и безвкусный? У Кассандры Клэр нет никаких особенностей - ни в подаче материала, ни в стиле. Удручает.
Я разочаровалась в "Городе костей" задолго до развязки. Потому что с ним сразу ясно, куда, как, зачем, что будет в результате. Стандартная история. До нелепости стандартная, из тех, где кто-нибудь обязательно чей-нибудь сын, кто-нибудь обязательно кого-то предал, нечисть вылезает из всех углов, любовь вспыхивает за три дня без причины, а серенькая девочка - ключ всего и вообще отпрыск Злодейского Злодея. И в этом плане хочется возмутиться сомнительным сравнениям с "Гарри Поттером". Ну, понятно, что только ленивый не крикнул, как же все эти "Таймлессы" и "Кости" похожи на великолепное произведение Джоан Роулинг, но совесть поимейте, в самом деле, что между ними общего? Клэри, вслед за Гарри, избранная - только вот он, помимо избранности, обладал прекрасными личными качествами, яркими чёрточками, а Кларисса Фрэй - абсолютно никакая, ни то, ни сё, девочка-подросток да и точка. Ещё, кстати, страшнейшая эгоистка. Обращаться с лучшим другом, который к тому же влюблён в неё, как с круглосуточной службой помощи, звонить ему в критический момент и забивать на то, что Саймону обидно и больно - подумаю, мол, об этом попозже... Клэри статична. Не развивается. Не растёт. Не обретает внутреннюю силу и характер. Зачем читать книгу, главная героиня которой - ноль? Наверное, в конце она получит своего принца вместе с победой над Супер Злом, но за Гарри, например, болеешь всей душой, а эта девочка слегка злит, слегка бесит, но в принципе проходит фоном. Бессмысленно возмущаться и любовной линией. Что ещё нам могли предложить? Осмысленную, глубокую, настоящую? Время приглядки друг к другу, связь душ? Да ничегошеньки. Как всегда. Клэри втрескалась не пойми во что, а лучший друг, связанный с ней многими годами, побоку. Впрочем, если отношения Клэри с Джейсом останутся исключительно брато-сестринскими, это убережёт от очередного клише.
Не бывает худа без добра. Что я сумела выловить интересного. Саймон. Безусловно. Добрый, простой, преданный, любящий парень. Алек, внезапно гей и с внезапно трогательной, глубокой, сильной привязанностью к Джейсу, которая вызывает чувств в десятки раз больше центрального тандема самой-обычной-девочки-избранной с пафосным-мрачным-парнем-красавчиком. Несколько любопытных связей между персонажами. Люк и оборотни. Неоднозначный образ Валентина. Всё. Меня совершенно не смотивировало читать дальше, потому что... банально. Скучно. Плоско. Хитропереплетённые интриги, проблемы охотников с нежитью, таинственный артефакт, Злодей с коварными планами - целая куча как бы интересностей, но, на мой взгляд, они заезжены до невозможности. Всё было, всё знаем. Просто сборная солянка из множества фэнтэзийных штампов. Разумеется. Касссандра Клэр - фикрайтер, это видно сразу. "Город костей" создавался не самостоятельным, индивидуальным произведением, а ради привлечения публики - напихать нечисть-любовь-предательство-дружбу-зло-добро-артефакт-тайны-интриги, то, что так нравится подросткам, и выпустить в печать. Не могу поручиться за следующие части "Орудий смерти", но эта конкретная книжка - ноль. Пустота. И даже не потому, что сюжет затрёпанный, а язык топорный и пресный. Просто в ней отсутствует смысл. Напрочь. "Гарри Поттер" через приключения, магию и битвы проводит важнейшую мысль про любовь, храбрость, преданность, личный рост, а в "Городе костей" - только приключения, магия, битвы. Ничего кроме.