Наверное, единственным минусом "Первого правила волшебника" можно назвать некоторую предсказуемость и банальность. Обыкновенный парень, который оказывается Избранным, девушка, любимая и любящая, но с непреодолимой стенкой между ними, волшебник, злодей, путешествие по миру с целью спасти человечество... Было. Читали. Видели. Знаем. Однако, если браться за "Меч истины" с определённой целью - всё будет хорошо. Мне хотелось стандартного фэнтези. С магией, битвами, волшебными существами, избранником и проч. Я получила. Приятный, привычный, увлекательный фэнтези-сериал. Отличающийся от всех остальных, тем не менее. Особенный. Не буду скандировать, мол, Терри Гудкайнд - мастер и гений, "Первое правило волшебника" - великолепная книга. Нет, не великолепная. Просто качественная, хорошая и достойная.
У "Первого правила" есть несколько замечательных качеств традиционного фэнтези. Собственно, ради чего я и задумала знакомство с длиннющим циклом в одиннадцать частей. Все "Правила", судя по всему, объединены какой-то общностью, борьбой с Кем-то, одной дорогой к победе - Даркен Рал, выставленный якобы главнейшим злодеем, оказался только посредником, только проводником куда более могущественной и страшной силы. Итак, путь Ричарда Сайфера, Искателя Истины, не закончен. Этот путь будет непростым, он множество раз перевернёт и его, и спутников, и столкнёт с тысячью препятствий, и поможет найти Истину, ту самую, ради которой Искатель появился на свет. Персонажи, включая, разумеется, главного, не статичны. Они движутся вперёд, встречаясь с разнообразными приключениями - и, к счастью, действием дело не ограничено, изменения происходят и внешне, и внутренне, в характере, мыслях, чувствах персонажей. Они живые. Развивающиеся. Прогрессирующие. Это здорово.
Денна, Кэлен, да практически все люди, встреченные Ричардом, называют его исключительной личностью. Здесь ситуация как бы стандартная - юноша-избранник, последний Искатель, которого пророчества определили в Спасителя Человечества. Способность управляться с Мечом истины, зачатки магических сил - то, что проистекает из титула "Искатель", и в самом деле превращает Ричарда в особенного человека. Но. В отличие от большинства современных книжек на подобную тематику, Ричард Сайфер, как и Гарри Поттер, не состоит из одной только избранности. Прежде всего, он - человек. И ничто человеческое ему не чуждо. Ричард живой. Он может злиться, возмущаться, делать глупости, терять над собой контроль, очертя голову швырять себя в опасные происшествия... Исключительность этого юноши заключается вовсе не в том, что он - Искатель, он - с Мечом истины, он - гроза Даркенов Ралов и злодейства в принципе. Удивительное сострадание. Удивительная любовь. Удивительное прощение. Ричард способен проникнуться тёплыми чувствами даже к морд-сит, беспощадной и жестокой, замучившей его, Ричард способен пожалеть и приласкать маленькую девочку, совершенно не знакомую, Ричард способен отказаться от самого себя ради возлюбленной. Именно это ведёт его. Чистая, светлая, добрая душа. Огромное и открытое сердце. Бороться с тьмой невозможно, если твоё собственное "я" - сплошная темень, и Ричард Сайфер, как никто другой, служит этому подтверждением. Подобный человек олицетворяет не просто силу и магию, он... надежда и свет для мира, захваченного злом.
Приключения, магия (которая, кстати, тоже неоднозначна, глубока и переменчива), борьба с тьмой, избранник. Элементы обыкновенного (со своими изюминками, конечно), любимого фэнтези. И дополнительный плюс к тому - набор замечательных второстепенных персонажей. Кэлен, Исповедница, бремя которой невыносимо тяжело и страшно, а любовь к Искателю - обречена. Зедд, волшебник, с потрясающим чувством юмора и тёплой привязанностью к Ричарду, который разбавляет напряжение своим обжорством и цитатами. Денна, морд-сит, женщина с вытравленной душой, поломанная и измученная с детства, которая живёт в мире абсолютной боли, а другого мира просто не знает. Рэчел, игрушка принцессы, оторванная от семьи девочка, которая готова откликнуться всем сердцем на любой признак доброты и участия. Они - живые, они - настоящие. Вызывают желание сопереживать и беспокоиться за них, путешествовать с ними, болеть за то, чтобы они получили свой заслуженный кусочек счастья... и даже отрицательная героиня Денна, сторона зла, в конце концов открывается другой, её жалеешь, ей сочувствуешь.
Встретилась с несколькими критическими отзывами, где в упрёк "Первому правилу волшебника" поставлен чересчур растянутый объём и чересчур подробная детальность происходящего. А это и есть соль. Та самая изюминка, отличающая цикл Терри Гудкайнда от остальных (не всех, разумеется) представителей жанра. Подробность. Углублённость. Вдумчивость. Здесь не слишком и много происходит событий, но требовать экшена не следует, не ради динамичной смены кадров писалось "Первое правило" - и весь сериал в целом, может быть. Терри Гудкайнд разворачивает перед глазами читателя мир - большой, настоящий, непростой, движущийся, изменяющийся, Терри Гудкайнд показывает людей, населяющих его - разных, особенных, интересных каждый по-своему. Мир и люди. Яркая, образная, НЕ картонная картинка. Вот чем захватывает меня "Меч истины", вот почему я решусь прочитать ещё десять последующих книг. Этими произведениями действительно наслаждаешься. В них уходишь с головой. Мягкий, приятный язык, неторопливая манера повествования, красочные описание, качественные образы - всё это обволакивает и не позволяет бросить книжку на середине.