Как-то захотелось поразмышлять про "Голодные игры", потому что тизер второго фильма и вообще нередко стала встречаться с возмущёнными критиками, которые по экранизации первой книги делают вывод, что "Голодные игры" - подростковая ерунда. Вот, я задумалась, чем же мне так сильно нравится эта трилогия - ведь она совсем не идеальная, ясно чувствуются все недостатки и пробелы, никаких сомнений, что писалось для подростков, при чём скорее девочек, и всё-таки... Наверное, дело в том, что я люблю антиутопии. Особенно антиутопии, в реальности которых нельзя засомневаться. Мне легко представить, почему и как появились Голодные игры, мне легко вообразить президента Сноу, Капитолий и компанию, задумавших поразвлечься и удержать народ в руках подобным образом. Да и сами Голодные игры... это помягче, разумеется, чем "Королевская битва", но это чудовищно, неправильно и просто страшно. На самом деле, сущности Голодных игр здесь уделяется не слишком много внимания, вообще истории и чувства большинства участников остаются в паре-тройке мимолётных фраз, а то и вовсе за кадром. Но в этом, на мой взгляд, один из центральных плюсов трилогии - можно додумывать. Попытка поставить себя на место персонажа, представить эту критическую ситуацию, это замкнутое безвыходное положение, когда тебя поставили с другими подростками и сказали - убивай, или будешь убит... Мне хотелось проникнуть глубже, и я писала фанфики.
А ещё, несмотря ни на какие отступления, Китнисс - мой образ идеального женского персонажа. Это не Бэлла. Не тупая девочка-дурочка (простите). Не популярная школьная знаменитость. В принципе сам мир делает из Китнисс личность - настоящую, сильную, которая привыкла бороться за выживание для себя и своей семьи, служить опорой младшей сестрёнке, защищать, а не быть защищённой. В этом суть. Китнисс может постоять за себя, и одно только это превращает её, для меня, в практически самую любимую героиню из многих других. Если подумать... Китнисс вообще могла не участвовать во всём, связанном с Голодными играми. На Жатве участвовать выпало совсем не ей, у неё была возможность остаться дома и жить обычной жизнью, но... Она не могла так поступить, это главное, она не могла позволить идти на Игры маленькой сестрёнке - а занять место другого в этой ситуации смог бы далеко не каждый. Китнисс осознавала, что будет, и всё-таки сделала выбор - который, в результате, совершенно поломал её.
Как-то многие недовольные читают первую книгу/смотрят первый фильм, говорят, что идея с соревнованием на выживание украдена у "Королевской битвы" - и всё. Но ведь "Голодные игры" - они не об Играх вовсе, не только о них, Игры - символ, не зря в каждой книге есть отдельные Голодные игры, в прямом и переносном смыслах, символ власти и такого чудовищного государственного устройства, символ Сноу, Койн и прочих подобных... гораздо, гораздо больше, чем просто соревнования с одним победителем. Нужно победить не в Играх, а САМИ ИГРЫ.
Здесь получается очень неплохая полноценная антиутопия, которую, конечно, во многом надо додумывать самостоятельно, но всё-таки. Я уважаю Сьюзен Коллинз - за такую попытку выйти дальше обыкновенного подросткового романчика про будущий мир, с пустой главной героиней и любовными многоугольниками, реалистичную, достоверную попытку с очень правильным жизненным концом, потому что после такого никаких сладких счастливых финалов попросту не бывает.