Все представители жанра young-adult так отчётливо похожи, на самом деле. Есть мир, не такой, как в наше современное время, с чем-нибудь вроде операций-игр на выживание. Есть правительство, плохое, и граждане, хорошие, ни о чём не подозревающие. Есть героиня, которой нужно спасти мир (почему-то не парень, кстати, всегда именно девушка). Есть избранник героини. И зачастую - подруга, на порядок приятней и интересней собственно ГГ.
Стандартные черты жанра присутствуют в книги Вестерфельда. А на первый взгляд - помесь "Делириума" с "Дивергентом". Однако... "Уродина" - особенная история. Если присмотреться, можно увидеть совершенно новые и замечательные детали.
Мне, к примеру, с первых страниц стало понятно, что книгу пишет не женщина. Нет слащаво-приторной любви, нет беспросветной глупости героини, нет женских описаний и несостыковок в сюжете. Пускай в центре повествования Скотта Вестерфельда - девочка-подросток, но она не раздражает, как Белла из "Сумерек", не проходит бесцветным фоном, как Лина из "Делириума". В целом, я бы не сказала, что Тэлли Янгблад сильно восхищает меня, чем-то выделяется среди прочих действующих лиц "Уродины". Напротив, Шэй, её подруга, выглядит более интересным, живым героем, а Тэлли не только предательница - в принципе большую часть истории была обычной серой представительницей мира красоток и уродов. Дальше... да, я хочу читать дальше. Тэлли меняется, для неё приобретает новое значение Дым, Дэвид, эти люди, она знает тайну операции и становится сильнее. Мне было бы интересно увидеть, какой она будет в конце.
Мир. Один из вариантов мира в будущем, и нет, самым любимым, понятным, близким для меня останется Капитолий и Голодные игры, однако... Мир Вестерфельда - не картонка. Я могу представить его, поверить в то, что он когда-нибудь имеет возможность возникнуть - глянцевый, идеальный, мир, где нет некрасивых людей. В нём всё хорошо и прекрасно. Войны, болезни, издевательство над природой, тяжёлый труд - в прошлом. Красота. Равноправие. Счастье.
И глупые, одинаковые пустышки-люди.
Мне не удалось разобраться до конца, плохое или хорошее будущее получилось у Вестерфельда. Может быть, так лучше? Может быть, делать людей идентичными, легкомысленными беспечными существами без права выбора - единственный путь к спокойствию?
Язык - приятный, не топорный. Сюжет - действительно новый, оригинальный и, главное, интересный. Я снимаю шляпу перед Скоттом Вестерфельдом. События, линии и поступки героев не банальны, не воспроизводят других представителей жанра, их сразу не угадаешь, не поймёшь, куда дорога сюжета повернёт в следующей главе. За путь Тэлли к Дыму - отдельный восторг.
Как только - так непременно читать "Красавицу" и "Особенную".